Тенденции бизнеса в будущем году, взлеты и провалы подходящего к концу 2010-го – всем этим и даже некоторыми личными планами делились друг с другом генеральные директора и собственники ростовского бизнеса. Площадкой для такого обсуждения стало заседание Ростовского клуба финансистов – ежемесячное собрание профессионалов в области финансов.
Тема, звучащая, как «Бизнес-тенденции 2011: взгляд собственника», раскрыла ожидания на будущий год глазами собственников и управленцев крупного бизнеса, а также маркетологов и представителей рынка труда. Формат последней встречи предполагал блиц-опрос генеральных директоров компаний – бизнесменам было предложено ответить на четыре основных вопроса: ваши достижения 2010 года, какие проблемы коснулись вашего бизнеса в уходящем году, страхи перед 2011 годом, и чего вы планируете достигнуть в будущем году.
Управляющий партнер ГК «Санта» Светлана Столярчук рассказала, что угрозы для ее бизнеса в 2010 году совпали со многими проблемами, возникшими и на остальных предприятиях: это неопределенность того, куда выведет кризис, проблемы кредитования, а также вектор развития предприятия в целом. «Нужна была некая определенность. В целом мы определились, куда идти, в какой сегмент, что делать с предприятием, – пояснила Светлана Столярчук. – Основная угроза сегодня для бизнеса – это то, что ты стоишь перед камнем преткновения: направо пойдешь – коня потеряешь, налево пойдешь, прямо пойдешь... и так далее, то есть каждый в этом году стоял перед своим камнем».
Среди страхов на будущий год большинство участников блиц-опроса отмечали боязнь второй волны кризиса, проблем опять же с кредитованием, снижение спроса, а также внутреннюю политическую неопределенность.
Для легкой промышленности основная проблема сегодня – это отсутствие сырьевой базы, инфраструктуры. Большую часть сырья приходится везти из-за границы, отсюда вытекают проблемы с таможней. «Страхи в связи с кризисом не изменились, теперь они носят постоянный характер. В основном их два – это таможня, ситуация с ней остается крайне нестабильной. 98% тканей и комплектующих – иностранного производства. Второе – девелоперы – нет единой политики по договорам аренды, а это значительная затратная часть», – продолжил генеральный директор ГК «Элис» Александр Еремеев.
«Прорыв 2010 – это рост. Если 2009 год был годом стагнации, где мы не приросли ни по объемам, ни по прибыли, то в 2010 он составил примерно 23-25%, а также мы расширили производство – открыли филиал в Новочеркасске на базе фабрики «Фея», – делился успехами уходящего года Александр Еремеев.
Для ретейлеров детских товаров «страшилка» сегодняшнего дня и угроза 2011 – это новые технологии. Соучредитель ТД «Катюша» Юрий Педченко в будущем опасается конкуренции со стороны интернет-магазинов, которые сейчас совершают прорыв на рынке одежды, особенно детской.
Генеральный директор ГК «К-Инвест» Сергей Сендюк (магазины «Семейный квартал», «Индустрия красоты») отметил частичное увеличение числа конкурентов в 2010 году по сравнению с 2009 годом. «В 2011 году планируем развивать персонал и двигаться в соседние регионы, – поделился он. – Также в будущем совместно с коллегами мы планируем развивать некоммерческий проект «Центр развития человека», который предполагает совершенствование человека как личности, его здоровья, различные медитативные практики».
Производители пищевых продуктов негодуют на торговые сети: «Угрозы-2010, как и угрозы-2011, связаны с зависимостью от сетей. Поскольку они растут очень сильно – приходилось расти с ними. Но мы постарались плавно войти в основное количество сетей, – рассказала о минусах своего бизнеса генеральный директор компании «Молодец» Екатерина Дубовая. – Вторая проблема – цены. Мы зависим от ретейлеров, и они диктуют цены – поэтому поднимать цену на свою продукцию мы не можем».
Генеральный директор концерна «Покровский» Александр Кочергин считает главным достижением этого года сохранение стабильности. Кроме того, по его словам, в бизнесе в целом отмечается прекращение бездумной диверсификации. «А давайте попробуем еще вот то и вот это – такого больше нет, бизнес концентрируется на одном направлении», – подметил тенденцию г-н Кочергин.
В блиц-опросе от клуба финансистов был еще один, пятый вопрос. У всех есть другая жизнь, кроме работы и бизнеса. Чего планируют добиться или сделать ростовские бизнесмены в будущем году, не относящееся к их деятельности? Ответы были в основном связаны с семейной жизнью и бытом, а также несколько участников признались, что планируют приобрести дачу за пределами страны.
Фото: Видео Юрия ЛЯШКО