Почти ежедневно в Ростовской области обнаруживаются деньги с признаками подделки. Несмотря на то, что российская валюта считается одной из самых защищенных – она пользуется большим спросом у российских фальшивомонетчиков. И больше всего они по-прежнему любят тысячные купюры. По мнению сотрудников управления по борьбе с экономическими преступлениями, замена налички в карманах граждан на кредитные карты – возможный выход из положения.
За девять месяцев этого года правоохранительными органами Ростовской области возбуждено более тысячи уголовных дел по статье 186 УК РФ – изготовление или сбыт поддельных денег. «Это на 12% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В суды направлено 113 уголовных дел, связанных с подделкой, а также сбытом фальшивых денег», – рассказал начальник отдела УБЭП областного ГУВД Роман Усов.
По его словам, Ростовская область сегодня на втором месте в России по количеству раскрытых дел. С начала 2010 года в регионе изъято более 1600 поддельных рублевых купюр и 14 подделок иностранной валюты.
В целом по России за девять месяцев 2010 года зарегистрировано более 36 тысяч фактов сбыта фальшивых дензнаков, в суды направлено более двух с половиной тысяч дел. «Сложность раскрытия в том, что этот вид преступления является латентным. Несмотря на высокую степень защиты, способы подделок постоянно совершенствуются», – с сожалением подмечают сотрудники управления.
По данным УБЭП, основные очаги производства фальшивок сосредоточены в Северо-Кавказском федеральном округе и имеют прямое отношение к экстремистским группировкам. «В СКФО производство поставлено на достаточно широкую ногу, большинство купюр изготавливается на территории Дагестана, – отметил Роман Усов. – Зачастую преступные группы причастны к финансированию деятельности экстремистских организаций».
В Ростовской области сегодня нет оборудований для производства поддельных денег. «Такого качества (подделок. – Прим. ред.), как мы получаем из других регионов, у нас не было никогда, – уверяет начальник отдела УБЭП. – Они идут трафиком из других регионов, в частности, во время сезонных всплесков – летом преступники совершают «набеги» на черноморское побережье, там идет большой поток распространения денег. Затем люди, возвращаясь домой, привозят за собой такой «подарок». Бывали даже случаи, когда с юга купюра путешествует в Сибирь, к примеру».
«Самые активные места сбыта – торговые точки на рынках, на трассах, также очень удобно и практически незаметно поддельные купюры можно «подсунуть» во время совершения крупных сделок с наличной оплатой. Например, при покупке квартир или машин», – перечисляет возможные варианты начальник отдела криминальной экспертизы экспертно-криминального центра областного ГУВД Олег Чиков.
Большая часть подделок по-прежнему приходится на тысячерублевые купюры. Пятитысячные также подвергаются нападкам фальшивомонетчиков, но в значительно меньшей степени – их труднее сбывать и их вообще меньше.
С 10 августа того года ЦБ ввел в обращение новую, модифицированную, тысячную купюру. Решение о ее «усложнении» Центробанк принял в связи с самыми частыми подделками именно тысяч. Предполагается, что это усложнит фальшивомонетчикам жизнь. Однако вводиться в оборот они будут постепенно, в Ростове «обновки» только-только начинают появляться.
В ЦБ считают, что новая модификация защитит банкноты от подделок примерно на два года.
По словам советника гендиректора Госзнака Натальи Никифоровой, новые купюры подделать будет гораздо сложнее: «Новая купюра будет защищена сильней, чем предыдущие. Защитная полоса будет сохранена, в окошечках этой линии будут наблюдаться цифры – тысяча по контуру».
Олег Чиков, в свою очередь, уверяет, что пока у нас в обороте будут старые тысячные купюры, число подделок не уменьшится. А в будущем, вполне вероятно, мошенники приспособятся и к новым «штукам»...
Если в Америке в магазине вы решите расплатиться стодолларовой купюрой – это вызовет удивление и массу вопросов. Россия тоже постепенно движется к безналичным покупкам, так сказать, медленно и не очень уверенно. «Снижение количества наличных в кармане и замена их пластиковыми картами – это определенный выход, – считает Роман Усов. – Да, может быть, мы получим новые виды мошенничества с картами, но это уже другая ситуация, требующая иных решений. Нужно пропагандировать этот вид платежных систем и вводить зарплатные карты».