Монопрофильные города по-прежнему активно нуждаются в помощи. И Ростовская область не исключение. На днях новый губернатор Василий Голубев нанес визит в ростовские моногорода Гуково и Зверево. В обоих – остро стоят вопросы безработицы, газо- и водоснабжения, состояния жилого фонда. Представители власти твердят о планомерной напряженной работе, эксперты говорят – в будущем у моногородов весьма туманная перспектива.
В Гуково и Зверево губернатор провел совещание с руководителями городов. Василий Голубев отметил, что существующий комплекс проблем должен стимулировать руководителей городов и городское сообщество к напряженной и планомерной работе.
Напомним, что город Гуково в числе 27 российских городов включен Минрегионом РФ в федеральный список монопрофильных территорий России, и на этот год в тут намечено начать реализацию нескольких проектов. Так, в Гуково предусматривается создание производств по выпуску поликремния и базальтового волокна, а также строительство угледобывающего предприятия. Руководители компаний ООО «Кремний-на-Дону» и ООО Авиационный Концерн «ЛАВВиП» весной во время первого заседания Совета по развитию моногородов представили свои проекты. Комплексное развитие должно позволить создать до шести тысяч рабочих мест.
По словам Василия Голубева, администрация области делает все возможные шаги, чтобы Зверево тоже вошел в программу господдержки. Уже разработан комплексный инвестиционный план модернизации города, который включает несколько якорных инвестпроектов. «Впереди большая работа по выполнению этих планов, и ее успех во многом будет зависеть от инициативы и настойчивости местной власти. Для нее в этом – прямой интерес: уход от монопрофильности и диверсификация экономики повлекут за собой наполнение местного бюджета, развитие инфраструктуры и, как следствие, улучшение жизненного уровня людей», – заявил губернатор.
Он также подчеркнул, что видит в развитии монопрофильных городов ответственность в том числе властей региона: «Я думаю, это задача в том числе и руководства области – отстаивать интересы этих территорий, учитывая, что они имеют специфические условия и, в общем, похожи друг на друга. Министерства, соответствующие замы должны плотно взаимодействовать с федеральным центром. Поскольку то, что сегодня происходит в этих территориях, требует более глубокого внимания властей не только региональных, но и федеральных».
Моногорода нуждаются в деньгах – это неоспоримо. В городах с обрабатывающей и добывающей промышленностью, в частности шахтерских, необходимо очень внимательно изучать специфику территории при привлечении инвестиций. «Не пойдут отдельные виды бизнеса на севере, востоке области, там разные условия даже в агропромышленном комплексе. В шахтерских территориях есть своя специфика, которая требует учета. И в этом смысле важно наличие инвестиционных программ или перечня мероприятий в муниципалитетах, которые должны учитывать эту специфику. Тогда это позволит предметно заниматься этой темой», – отметил Василий Голубев.
Моногородам могут помочь любые средства – как дотационные со стороны государства, так и деньги инвесторов. Проблема в том, что ни тот, ни другой источник в текущих условиях не может быть стабильным. «Все-таки инвесторы охотно вкладываются только в высокодоходные и высоколиквидные активы, а промышленность моногородов к таким не относится. Государство же, если только это не государство-собственник, контролирующее большую часть экономики, такую роскошь, как постоянно высокие дотации себе позволить не может – его доходы от налогов и пошлин тоже находятся в зависимости от мировой конъюнктуры», – резонно полагает ректор УЦ «ФИНАМ» Ярослав Кабаков.
Как полагает эксперт, положительная перспектива может ожидать моногорода лишь в двух случаях. Либо будет восстановлен в прежнем объеме стабильный спрос на их продукцию, что в рамках рыночной экономики с ее неизбежными всплесками и кризисами практически невозможно. «Второй вариант – если города будут идти по пути диверсификации, развивая другие виды промышленности, что, по идее, может сделать их менее зависимыми от колебаний спроса на их основную продукцию. Этому может способствовать наличие достаточно развитой транспортно-логистической инфраструктуры в моногородах, зачастую и базы квалифицированных кадров. Впрочем, и эта задача также не относится к числу легких и посильна лишь крупным промышленным холдингам при поддержке государства», – говорит ректор УЦ «ФИНАМ».
Комплексный инвестиционный план развития моногородов даст ощутимый эффект не ранее, чем через два-три года. Об этом говорил заместитель министр регионального развития РФ Юрий Осинцев журналистам на выездном заседании межведомственной рабочей группы по вопросам снижения негативного воздействия финансового кризиса на социально-экономическое развитие монопрофильных городов России.
«Крупные проекты – все долгосрочные, но они системно меняют подход и дают возможность взглянуть уже на долгосрочные перспективы. Тогда жители почувствуют на себе результаты программы поддержки моногородов», – сказал он на совещании, посвященном развитию монопрофильных городов в субъектах РФ. При этом Юрий Осинцев отмечал, что одновременно с реализацией КИПов в 27 российских моногородах будут применяться инструменты краткосрочного влияния на экономическую ситуацию, которые позволят достичь результатов гораздо быстрее.