Неделю назад Госдума приняла сразу во втором и третьем чтениях закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» (ОПО).
В первом чтении закон был принят думой в 2005 году. Работа над ним возобновилась после крупнейших аварий на российских предприятиях, случившихся за последний год. Катастрофы на Саяно-Шушенской ГЭС и шахте «Распадская» подтолкнули правительство к возобновлению работы над документом. За принятие документа проголосовали 311 депутатов, против – 44, воздержавшихся не было.
Принятие проекта открыто блокировалось промышленным лобби с момента его первого чтения. Спустя пять лет мнение промышленников не изменилось, и, как утверждается в письме «Позиция РСПП (Российский союз промышленных предприятий)...» по проекту закона от 10 марта 2010 г., «принятие законопроекта многократно увеличит размеры страховых сумм по договорам обязательного страхования и приведет к изъятию средств промышленных компаний и государственного бюджета в размере до 25 млрд руб в год.
Как показывает анализ статистических данных Ростехнадзора и МЧС России, суммарные ежегодные выплаты по законопроекту не превысят 5-6% от сумм сборов страховых премий, то есть основная часть сбора страховых премий будет направлена в доход страховщиков в ущерб промышленности и госбюджету».
В закон с момента первого чтения внесены важные изменения. Заместитель министра финансов Алексей Саватюгин, говоря о законопроекте об ОПО, заявлял, что ряд доработок и поправок, принятых при подготовке документа ко второму чтению, носят весьма существенный характер. «В частности, было принято решение поддержать поправку об увеличении лимита выплат за вред жизни и здоровью пострадавшим в авариях на опасных производствах до 2 млн рублей», – приводит цитату А. Саватюгина Интерфакс (в первоначальной редакции законопроекта лимит составлял 600 тыс рублей).
Закон об ОПО уже называют одним из самых скандальных страховых проектов. Согласно одобренной версии, с 1 января 2012 года владельцы всех частных опасных объектов (от нефтепереработки до АЗС и любого предприятия, где используется оборудование для нагрева воды выше 115 градусов по Цельсию) обязаны будут приобрести страховой полис. Для государственных структур, а также владельцев лифтов и эскалаторов в многоквартирных домах такая обязанность наступит с 1 января 2013 года. Организация системы обязательного промышленного страхования планируется такой же, как и в ОСАГО, – страховщики создают профобъединение, которое платит по долгам страховой компании-члена в случае ее банкротства. Прогнозируется, что ОПО станет в РФ вторым масштабным обязательным видом страхования после «автогражданки».
В РСПП уверены, что изымаемые у компаний средства могли бы быть направлены на модернизацию производства и повышение его безопасности, а значит, снизили бы и вероятность причинения вреда третьим лицам в результате аварии на опасном объекте. Фактически промышленники видят в ОПО налог на промбезопасность, средствами которого будут распоряжаться страховщики.
«Полагаю, что вместо того, чтобы бороться со следствиями слабости бюджета, сохраняющейся даже при высоких, с точки зрения средне- и долгосрочной перспективы мировых ценах на энергоресурсы, законодательной и исполнительной власти стоило бы задуматься о поиске способов наполнения Казны неналоговыми методами и методами, не связанными с приватизацией монополий», – считает главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин.
Новочеркасская ГРЭС не боится, что закон повлияет на их бюджет. «В принципе это нормальная практика, существовало и раньше постановление, по которому мы были обязаны страховаться. Мы застрахованы уже около пяти лет. Практика хорошо зарекомендовала себя, к ее узакониванию на госуровне мы относимся положительно», – говорит заместитель директора филиала ОАО «ОГК-6» «Новочеркасская ГРЭС» по экономике и финансам Анатолий Ножинков.
Страховщики в ожидании принятия закона. «Принятие закона об обязательном страховании ОПО, несомненно, повлияет на сложившуюся на рынке ситуацию. В качестве, несомненно, позитивного момента я бы отметил предполагаемое увеличение страховых сумм. Следовательно, будет решена хотя бы одна из основных проблем, – недостаточное возмещение потенциального вреда.
Кроме того, страховщики, исполняя требования нового закона, страховщики окажут существенное влияние на улучшение производственной безопасности, поскольку будут вынуждены досконально разобраться с собственниками ОПО и выполнением ими установленных требований по безопасности, правильной оценке возможных последствий. Будем ждать», – говорит вице-президент «АльфаСтрахование», директор Южного регионального центра компании Евгений Череменин.
«Самым важным положением закона является многократное увеличение объема ответственности для отдельных категорий опасных предприятий – предельная сумма ответственности возрастает до 6,5 млрд руб. Этих средств должно сполна хватить для покрытия даже очень крупных убытков на опасных производственных объектах в качестве покрытия рисков ответственности перед третьими лицами», – комментирует представитель другой страховой компании.
Стоит добавить, что право получения выплат в связи с последствиями аварий распространяется не только на третьих лиц, но и на сотрудников самого предприятия. Закон не предполагает оплату ущерба при причинении вреда окружающей среде. Также страховщик не оплачивает предприятию вред, причиненный имуществу, упущенную выгоду и моральный вред. Если же выяснится, что авария произошла умышленно или из-за невыполнения предписаний безопасности, страховая, выплатив возмещение потерпевшим, вправе выставить регрессное требование промышленникам.
Страховые тарифы, их структура и порядок применения при расчете страховой премии устанавливает правительство РФ. Страховщики заявляют, что это плюс, в противном случае может усугубиться существующий демпинг.
Одобрение Совета федерации и Президента, вероятно, будет получено уже этим летом.