В ведении этого человека – развитие сети «ВТБ24» в регионах России. Заместитель президента-председателя правления Вячеслав Воробьев в эксклюзивном интервью 161.ru рассказал о состоянии дел в банке, а также поделился своим мнением по некоторым актуальным вопросам, касающимся банковского бизнеса и экономики в целом.
– Вячеслав Владимирович, вы открыли новый офис в Ростове. Сегодня их восемь в городе, 12 в области. До конца этого года появится еще три новых, а к 2011 в нашем регионе их будет 17. На наш регион большие ставки. Почему?
– В Ростове живет более миллиона человек, работают тысячи крепких предприятий малого бизнеса. Здесь достаточно ёмкий рынок с конечным потребителем, уровень безработицы относительно невысок, уровень доходов неплохой. Это для банков является ключевыми привлекательными факторами. Поэтому мы планируем уплотнять здесь сеть и идти дальше в область. В частности, планируем открывать новый офис в Шахтах.
– Каковы тенденции и стратегия развития банковского сектора на Юге?
– Если посмотреть на то, что происходит здесь, на Юге, и сопоставить в целом по стране – то статистика, в общем, идентичная. Снижение рынка кредитования в течение первого квартала и на Юге, и в других регионах – такова тенденция. Непосредственно в Ростовской области рынок кредитования физических лиц сократился почти на 1%. А сегодня в Ростове идет восстановление рынка, как и в целом по стране, мы заметили перелом рынка в марте – апреле, начали расти объемы кредитования, что в принципе не очень характерно для марта. Обычно рынок восстанавливается после спада, после новогоднего снижения это происходит в апреле. Здесь мы видим увеличение уже в марте. Это так называемый перелом потребительского поведения. Мы какую тенденцию наблюдали во время кризиса – люди стали гораздо больше сберегать. Сейчас мы видим, что люди начали больше тратить. Мы им можем предложить кредитование, и у нас объемы растут. Если посмотреть на ипотеку – один из наиболее важных для потребителя продуктов – мы увидели рост количества заявок с начала года в четыре раза. Рынок действительно оживает, и мы это наблюдаем в количестве клиентов. За квартал количество клиентов, входящих в наши офисы, увеличилось на 10%, а это заметная величина.
– Какие еще регионы привлекают сегодня «ВТБ24»?
– Своя специфика есть у каждого региона, на разных территориях своя отраслевая специализация. Но по большому счету в городах-мегаполисах тенденция очень похожая. Из 68 регионов, где мы работаем, рынок сокращался. Мы росли одинаково во всех регионах, росли против рынка. В том числе в Ростове. Но что по всем позициям, например, город A лучше чем город В – так нельзя сказать.
– Ипотека под 11% уже стала реальностью. Ваш банк был первым, кто вошел в программу господдержки. Но своем заявлении Владимир Путин говорил о том, что нужно опускать ставку до 6%. Как вы считаете, возможно ли это, и что может поспособствовать такому снижению?
– Процентная ставка зависит от конъюнктуры рынка, от того, сколько стоят деньги, от того, каковы риски. И в данном случае стоимость субсидируется государством. Поэтому все зависит от того, по какой цене банк фондируется. Понятно, что деньги с рынка, деньги которые мы привлекаем у населения – они, конечно, дороже, нежели те, которыми государство фондирует кредиторов в рамках специальной программы. Я думаю, что это будет определяться рыночными тенденциями и тем трендом, который будет выдерживать государство на снижение процентной ставки.
– Эксперты «Центра индикатора рынка недвижимости» выдвинули свою версию стремительного роста цен на жилье: это чрезмерная либерализация ипотеки. Сейчас государством взят курс на то, чтобы сделать ее еще более либеральной. Не повлечет ли это за собой нового скачка цен на недвижимость?
– С моей точки зрения, да и другие эксперты это подтверждают, что цена на недвижимость у нас завышена. Она же во многом формируется не только спросом. Да, безусловно, ипотека формирует дополнительный спрос. Большее количество людей могут себе позволить при помощи инструментов банка купить жилье сейчас, а не когда-то потом. Но это далеко не основной фактор. Во многом фактор цены – это еще и психологический момент. Потому что в годы до кризиса недвижимость была одним из инвестиционных инструментов для населения, люди в ней сберегали свои деньги и планировали получить доход от роста цены. И в пятом, шестом, седьмом годах так действительно было. Это подогревало спрос, создало некую игру, гонку, сильный психологический фактор, подогревающий интерес. Сейчас такого спекулятивного спроса мы не видим. В посткризисный период гонка за недвижимостью перестала быть увлечением и игрой.
– Стабфонд России ушел на помощь банкам. Это вызвало волну критики, дескать, помогать надо реальному сектору экономики, производителям. Справился бы ВТБ без этой поддержки и как ее использует?
– Вопрос риторический – поддерживать промышленность или поддерживать банки? Банки как раз и фондируются для того, чтобы финансировать конечного заемщика. Именно на это и используются средства, направляемые государством. Если говорить про наш банк – у нас нет заимствований у государства, весь наш кредитный портфель сегодня профондирован теми деньгами, которые мы привлекли у населения, плюс Капиталбанк.
– Ожидалась вторая волна кризиса, и многие прогнозировали, что, в основном, она пройдет по банкам. Как ВТБ стал бы бороться с ней?
– У нас очень нестандартная ситуация по сравнению со всем рынком. В прошлом году из-за кризиса все банки сокращали объемы кредитования либо останавливали его вообще, теряли долю на рынке. Многие игроки ушли с рынка. Мы же, напротив, нарастили наш кредитный портфель и увеличили долю рынка. Поэтому я считаю, что мы во многом реализовали свои возможности, которые нам дали условия рынка. ВТБ только увеличил свое присутствие и объемы бизнеса, научился делать это более эффективно. Конечно, мы были вынуждены реализовать ряд непростых и болезненных мер, например сокращение персонала. Но с другой стороны, мы по полной программе использовали возможности рынка недвижимости – мы практически на 20% сократили по стране величину арендных платежей. У нас большая сеть, и это заметная цифра. То есть мы жестко и довольно бескомпромиссно шли на понижение арендной ставки, договаривались об этом с заемщиком.
– Какими способами вы повышали эффективность бизнеса в тяжелых условиях прошлого года?
– Конечно, новую нагрузку мы постарались поддержать увеличением нашей пропускной способности и производительности. Резкий рост объемов бизнеса заставил нас оперативно пересмотреть многие из наших процедур с тем, чтобы стать более быстрыми в обслуживании. Получилось в итоге то, что с меньшим количеством обслуживающего персонала мы смогли обслужить значительно больше клиентов. При этом мы значительно сократили очереди в офисах: сотрудники научились проводить операции быстро. Например, в кассе сейчас человек проводит операцию с клиентом в два раза быстрее, чем до кризиса. Поэтому кризис нам не помешал, а научил работать эффективнее. Это видно и по цифрам – к середине прошлого года у банка был убыток 1,7 миллиарда рублей, а к концу года чистая прибыль составила почти 6 миллиардов. А к середине этого года – прибыль девять миллиардов. Таким образом, мы умеем работать в любых условиях и за свой бизнес мы абсолютно спокойны.
– Вячеслав Викторович, у вашего банка очень необычная рекламная кампания – вы приглашаете известных героев, которые почти не снимаются в рекламе принципиально. Хабенский, Масляков, Хаматова...Почему такая стратегия?
– Это в первую очередь люди. Люди, чьему мнению доверяют. И это не секрет, они сами говорят – они являются нашими клиентами. И поэтому им, похоже, не нужно играть: снимаясь в рекламе, они говорят правду.