Федеральная антимонопольная служба подготовила поправки в закон «О рекламе». Антимонопольщики планируют запретить уловки банков, печатающих условия кредитов мелким шрифтом.
Кроме того, ФАС хочет запретить использование в рекламе слов в превосходной степени, в том числе «самый», «только», «лучший», «абсолютный», «первый», «единственный» и словосочетания с их использованием. Под запрет могут попасть продукты, которые позиционируются как «номер один», «лидер» и «главный». Эти слова могут использоваться только в названии организации или ее адреса.
ФАС предлагает обязать банки в рекламе раскрывать все условия предоставления кредитов, то есть при указании величины процентной ставки указывать и полную стоимость кредита. Кроме того, ограничительные условия действия предложений не должны печататься мелким шрифтом.
По замыслу чиновников, россиян нельзя завлекать «самым доступным кредитом», «самыми низкими ставками» и «лучшими условиями». А банки не смогут характеризовать себя как «первые по капиталу» и «лучшие региональные». В ФАС объяснили, что при приведении подобных сравнений обычно дается ссылка мелким шрифтом на какое-то специализированное, а порой нерепрезентативное исследование.
Ростовское отделение УФАС уже имеет опыт такой борьбы. В июне этого года был случай, когда антимонопольщики оштрафовали СКБ-Банк на 42 тысяч рублей. Причиной послужило то, что на щите банк поместил рекламу своего кредита: «100 000 за 15 минут! А чё тянуть? Дают – бери! Без ежемесячных комиссий». Остальные условия получения кредита были выполнены шрифтом, который не поддавался прочтению без специальных средств. Кроме того, в ходе рассмотрения дела Ростовское УФАС установило, что получить рекламируемый кредит невозможно без наличия паспорта технического средства и загранпаспорта. «Мы сочли эту рекламу недостоверной и мешающей подробному ознакомлению с продуктом, так как не все условия, влияющие на размер суммы, были указаны на щите, – прокомментировал заместитель начальника отдела органов контроля Ростовского УФАС России Владимир Частников. – И такие поправки к закону, в частности, что касается слов превосходной степени, я считаю необходимыми, так как они пресекают случаи введения потребителей в заблуждение». Эксперт также пояснил, что если банк располагает достоверным подтверждением того, что он, к примеру, «самый динамичный», то это не противоречит закону.
Несмотря на возможные сложности с рекламой из-за этих ограничений, банкиры не против поправок к закону. «С одной стороны, банковские продукты являются достаточно сложными, поэтому полноценное раскрытие информации не всегда возможно в формате рекламных материалов. Как правило, полную информацию клиент всегда может получить в офисе банка. С другой стороны, вышеуказанные поправки в закон могут несколько смягчить действие рекламы недобросовестных банков», – считает управляющая Ростовским филиалом банка «Глобекс» Лариса Сулацкая.
Что касается применения слов в превосходной степени, то по сути закон о рекламе изначально налагает ограничения на их использование. Каким образом эти меры повлияют на другие банки – зависит от конкретной рекламной политики, отмечает эксперт.
По мнению Ларисы Сулацкой, финансовая грамотность населения в последнее время постоянно повышается. Поэтому слова в превосходной степени и «заманчивые предложения» со стороны банков не являются определяющими при принятии решения. Клиентами внимательно рассматривается репутация банка и конкретные условия вкладов и кредитов по банковским договорам.