Для большинства граждан оплата коммунальных услуг по-прежнему плотно ассоциируется с походом в банк со всеми его неизбежными атрибутами в виде очередей, бумажной волокиты и непробиваемой бюрократии. Между тем финансовые услуги неуклонно перестают быть прерогативой банков: теперь на этом рынке в конкурентную борьбу вступают операторы мобильной связи, интернет-деньги, платежные терминалы, почта и даже розничные сети. Вот и главный банк России признается, что будущее принадлежит дистанционным способам оплаты.
Директор по развитию платежного сервиса COMEPAY Константин Лем рассказал, что самыми быстрорастущим сегментом дистанционных платежей наряду с погашением кредитов, оплата ЖКХ является самым быстрорастущим сегментом электронных платежей. И этим, судя по всему, дело не ограничится. Быстрые и доступные способы оплаты проникают во все сферы нашей жизни. Так, уже через месяц в Ростове-на-Дону дистанционно можно будет оплачивать штрафы от ГИБДД и Федеральной службы судебных приставов.
«Инициаторами этих договоренностей зачастую выступают сами ведомства. Они заинтересованы в повышении доходности и отлично понимают, что проблемы с оплатой штрафов возникают не из-за нежелания платить, а из-за нежелания тратить время и силы на разъезды и бюрократическую волокиту. Та же ситуация и с услугами ЖКХ. Коммунальные службы сами предлагают нам организовать соответствующие сервисы, чтобы люди не толпились в очереди в банк», – объясняет Константин Лем.
Выбирая между оплатой через банк и дистанционными способами, клиент голосует ногами. Банки стремительно теряют статус основных проводников платежей. Этого не отрицают и сами банкиры.
«Рынок финансовых услуг однозначно движется в сторону мобильности и простоты, и в этом он следует за спросом и предпочтениями клиентов. Банк как пафосное финансовое учреждение, в котором концентрация важности и бюрократичности на один квадратный сантиметр площади зашкаливает, уходит в прошлое, – резюмирует директор по прямым продажам и маркетингу банка «Хоум Кредит» Денис Власов. – Банкиры понимают, что все, что сегодня нужно клиенту, – это доступ в интернет, мобильный телефон и точки продаж банковских продуктов в шаговой доступности от потребителей».
Власов призывает своих коллег пересмотреть принципы обслуживания клиентов в сторону упрощения, иначе через несколько лет конкурировать с электронными платежами станет просто невозможно.
«Банкам пора осознать надвигающиеся изменения в принципах обслуживания клиентов и начать перестройку своего бизнеса, пора перестать отпугивать клиентов сложностью своих услуг», – заявляет он.
Единственным фактором, который пока играет в пользу банков, является то, что многие граждане пока опасаются дистанционных платежей и переживают за безопасность своих средств.
Константин Лем уверен, что в скором времени вопросы из серии «А вдруг деньги не дойдут или исчезнут?» останутся в прошлом.
«Я могу сказать, что уже сегодня количество людей, которые относятся к электронным платежам с недоверием, сократилось в десятки раз. Это только вопрос времени. Вспомните, когда вводились зарплатные карты, люди тоже первое время боялись ими пользоваться, предпочитая старую добрую наличность», – уверяет он.
«На практике оплачивать услуги через терминалы даже более безопасно. Платежи доходят моментально, чего не скажешь о банках. Кроме того, снижается вероятность ошибки вызванной человеческим фактором», – поясняет директор по развитию платежного сервиса COMEPAY.