Модернизация, автоматизация, оптимизация расходов. Эти слова в последние месяцы стали трендами в российском бизнесе. Передать всю рутинную работу машинам и компьютерным программам – идея восхитительная с любой точки зрения. Но, как у любой, даже самой яркой медали, здесь имеется две стороны. В стратегической перспективе замена людей машинами может существенно увеличить структурную безработицу. В развитых страхах эту тенденцию видно уже невооруженным глазом.
Так, в США, судя по последним данным, число новых обращений за пособием по безработице на предыдущей неделе увеличилось на 25 000, хотя эксперты предсказывали его снижение. При более детальном исследовании прослойки людей, оставшихся без работы, эксперты пришли к выводу, что внушительная часть этих самых людей – представители «устаревших» профессий.
Недавно газета New York Times опубликовала статью Кэтрин Рэмпелл о том, как этот процесс влияет на жизнь американских трудящихся. В материале, в частности, говорится: «Последние два года спад в экономике дал работодателям возможность сделать то, что они и без того бы сделали: уволить миллионы сотрудников – канцелярских служащих, агентов по продаже билетов, рабочих автомобильных заводов. Их потеснили технический прогресс и развитие международной торговли».
В статье очень хорошо переданы эмоции, обычно возникающие у людей при столкновении с подобной проблемой: «Мисс Нортон не может поверить в то, что ее тридцатилетний опыт и талант машинистки, способной печатать 120 слов в минуту, уже устарели. Она ищет другое объяснение... Не может быть, чтобы ее профессия, которой она посвятила всю свою жизнь, была просто компьютеризирована. Проблема не в этом, считает она. «Человеческое мышление нельзя ничем заменить, – говорит мисс Нортон. – Я могу предугадать, что нужно людям. Обычно я даю им то, что они еще не успели пожелать. Разве можно изобрести машину, способную на это?».
Ряд авторитетных экспертов в области глобальной экономики заявляют, что разница в уровне занятости между традиционными и новыми, высокотехнологичными отраслями экономики неуклонно растет в пользу последних.
Один из ведущих экспертов Wall Street Journal Мартин Форд в своей книге «Свет в туннеле: автоматизация, ускорение технического прогресса и экономика будущего» пишет о том, что технологии в области автоматизации труда будут неуклонно развиваться и в течение ближайших 10–20 лет приведут к значительному продолжительному росту структурной безработицы.
В качестве примера он проводит яркую параллель между сетью супермаркетов Wal-Mart (более двух млн сотрудников со средней выручкой на сотрудника $180 000 в год) и поисковым интернет-гигантом Google (20 000 сотрудников, каждый из которых приносит компании свыше $1 млн в год).
Мартин Форд резюмирует, что с течением времени и развитием технологий компании будут привлекать все меньшее количество людей.
Для России такие сценарии пока кажутся футуристическими, однако первые тревожные нотки дают о себе знать. Специалисты рекрутинговых агентств отмечают, что уровень структурной безработицы неуклонно растет. Опытные и заслуженные работники все чаще не соответствуют требованиям новой информационной эпохи.
«В настоящее время работодателям требуются работники, профессиональные качества которых сильно отличаются от тех, которыми обладали уволенные в результате первых рыночных реформ. Структурная безработица на российском рынке труда будет только усугубляться с расширением использования зарубежных технологий, модернизацией производств, а также негативными демографическими сдвигами в структуре экономически активного населения страны», – рассказала ведущий специалист Ростовского рекрутингового центре «Аккорд» Дарья Колесниченко.
По последним данным «Ассоциации консультантов по подбору персонала», структурная безработица в нашей стране затрагивает 8% экономически активного населения страны.
Большинство ведущих экономистов надеются, что новые технологии приведут к созданию новых отраслей промышленности и новых видов занятости, но при этом не отрицают, что новые отрасли практически всегда оказываются капиталоемкими, но с небольшим количеством рабочих мест. С учетом этих обстоятельств неутешительный сценарий Мартина Форда представляется вполне вероятным.