Распространители мобильной рекламы весьма оригинально подошли к жалобам абонентов о навязчивой рекламе, призывающей «выиграть миллион по СМС» или «скачать самые новые мелодии и мобильные игры». Они решили рассылать исключительно нужную для клиентов информацию, причем каждому абоненту в индивидуальном порядке. Примечательно, что необходимость для клиента той или иной рекламной рассылки определят сами операторы.
Для этих целей операторы установят специальные аппаратно-программные комплексы по мобильной рекламе, принцип работы которых построен на сборе и анализе самой различной информации об абонентах. И это далеко не только анкетные данные, которые каждый заполняет при покупке СИМ-карты. Внедрив своеобразного «жучка» в наши мобильные телефоны операторы будут собирать информацию о том: сколько мы тратим на связь, какие слова чаще всего вбиваем в поисковики в Интернете, какие сайты посещаем, о чем общаемся по СМС. Всего таких параметров будет несколько десятков.
«На основе этих данных можно составить довольно точный потрет потребителя: его возраст, состояние, привычки, вкусы, хобби. Нечто подобное в Интернете уже практикуется: стоит вбить в поисковую строку слово, скажем, «линолеум», как затем на разных сайтах вам будет выпадать реклама этого продукта. Разница только в том, что у мобильных операторов гораздо больше возможностей для таргетированной рекламы», – объясняет руководитель проекта «Электронная Россия» Денис Маймистов.
Способов передачи абоненту «полезной информации» великое множество: СМС, ММС, баннеры и ссылки, USSD-хвосты (когда абонент запрашивает баланс).
«Теперь же оператор может быть уверен, что реклама какой-нибудь Nike или Adidas не всплывет на телефоне полуслепой старушки из Иванова, и наоборот, мобильный тинейджера не будет завален спамом с рекламой лекарств, – а это значит, что можно рассчитывать на лояльную реакцию абонента», – поясняет Денис Маймистов.
Для маркетологов такая схема чрезвычайно удобна. Они получают огромный рынок, где смогут использовать адресную рекламу для всех категорий населения. Вместо миллионных рассылок можно ограничиться десятком тысяч именно тех, кому предложение точно будет интересно.
Проведенные «пилотные» размещения показали отклик на тысячу абонентов (CTR) до 12% против 0,1% в Интернете. Кроме того, не надо забывать, что мобильными пользуется почти все население страны, и пользуется чаще, чем телевизором или компьютером.
Рынок мобильной рекламы неуклонно растет. Вице-президент МТС по коммерческим вопросам Михаил Герчук обещает, что к 2013 году ее объем составит 2,85 млрд рублей. Для сравнения в 2009 году он исчислялся 0,2 миллиарда. Начиная с 2011 года, рынок мобильной рекламы в РФ войдет в фазу взрывного развития.