В администрации президента рассматривается два варианта законопроекта «О национальной платежной системе». Банки во главе с ЦБ настаивают, что весь рынок электронных платежей должен перейти под их контроль. Министерство финансов настаивает на версии заклнопроекта, при которой операторы электронных платежей будут работать на особых условиях. Теперь от волевого решения первых лиц государства зависит будущее рынка электронных платежей в России.
Электронные деньги – один из самых быстроразвивающихся рынков в России. Еще в предыдущем году на платежи через электронные терминалы (QIWI, СOMPAY, «Мирадом» и другие) пришлось более 11 млрд рублей, на мобильные платежи через SMS – более 7 млрд. Суммарный оборот «Яндекс.Денег» и WebMoney превысил 17 млрд рублей.
По прогнозам экспертов, в течение ближайших нескольких лет обороты могут удвоиться. А если появится давно обещанная услуга, позволяющая оплачивать покупки с помощью мобильника, то рост объема электронных платежей будет колоссальным. Неудивительно, что в условиях финансового кризиса находится немало желающих взять под контроль столь прибыльный бизнес.
Так, лобби банковских ассоциаций, заручившись поддержкой Центрального банка РФ, составило свой вариант законопроекта о платежной системе, предполагающий, что все операторы электронных денег обязаны получить кредитную лицензию. На практике это фактически означает, что операторы должны стать банковскими организациями с последствиями в виде сотен тягостных требований. Фактически операторам электронных денег отводится роль коллекторов наличности, а вся инфраструктура платежей перейдет к банкам.
На сторону операторов неожиданно встало Министерсто финансов. Министерство предложило свой вариант закона, согласно которому для операторов электронных денег предусмотрен упрощенный способ регистрации, отличающийся от кредитной лицензии и адекватный уже сложившимся условиям работы.
Однако после вмешательства Центробанка данная формулировка была заменена на обязательное требование получения кредитной лицензии. В результате окончательно закрепились две позиции, которые условно можно назвать позицией Минфина (совпадающей с позицией операторов электронных денег) и позицией ЦБ (лоббируемой банковскими ассоциациями). От того, чью сторону займет администрация президента, зависит, что станет с рынком электронных платежей в России. В администрации обещают в течение месяца внести закон на рассмотрение депутатов Государственной думы.
«Сложно даже предугадать, что станет с рынком, если банки возьмут электронные платежи под себя. Более мелким операторам придется уйти с рынка из-за появления отягчающих требований регулятора. Остальным придется перестраиваться в соответствии с новыми требованиями. В результате это, естесственно, приведет к удорожанию усуг для населения, – поясняет директор по развитию платежного сервиса COMEPAY Константин Лем. – Из собственного опыта могу сказать, что когда бизнес консолидируется в одних руках какой-нибудь крупной структуры, то становится тяжелее обеспечить высокий уровень сервиса для клиентов».