В центре событий – три девочки-подростка, родители которых заняты решением своих проблем и почти не замечают того, что происходит с их детьми. Однако фильм не о детях, а о том, как взрослые иногда бывают невнимательны. Мама одной из девочек – карьеристка и рвется к власти любой ценой. Вторая готова бросить любящую семью ради внезапно вспыхнувшей страсти. Третья — с утра до ночи зарабатывает деньги и почти не видит свою дочку. Такие истории в жизни случаются сплошь и рядом, и разменной монетой в них чаще всего становятся дети. И вот однажды из-за непонимания взрослых девочки оказываются на краю крыши…
Борис Грачевский родился 18 марта 1949 года в Подмосковье. Окончил механический техникум. Учился во ВГИКе на факультете «Организация кинопроизводства». В 1974 году совместно с драматургом Александром Хмеликом основал детский киножурнал «Ералаш». Член Российской академии кинематографических искусств. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации. Лауреат Государственной премии Российской Федерации и премии президента Российской Федерации в области литературы и искусства за талантливые произведения для детей. Обладатель приза «Золотой овен», двукратный обладатель «Золотого Остапа». Создатель документальных фильмов, автор проекта «Социальная реклама».
Борис Грачевский: «Такие истории в жизни случаются сплошь и рядом, а дети в них становятся разменной монетой. Из-за непонимания взрослых девочки и оказываются на краю крыши. Первоначальный вариант сценария был основан на реальных событиях. Три девочки переругались из-за мальчика и вместе прыгнули с крыши. Немного подумав, я его переработал. Мы сделали развязку иной. Девочки остались в живых. Фильм оказался предельно реалистичным. Диск с картиной я, кстати, давал друзьям задолго до премьеры. Один из первых зрителей прямо так и сказал: «После просмотра твоей картины хочется сразу позвонить и узнать, где мой ребенок». Другая знакомая абсолютно искренне спросила: «Ты зачем про нас всю правду рассказал?» Нашлись и те, кто извинялся перед собственными детьми. Особенно интересно было наблюдать за тем, как «Крышу» смотрит молодежь. Люди лет 18-20 сразу вспоминают обиды на родителей, а потом в какой-то момент говорят: «Вот выйду замуж (женюсь), не буду так делать, буду смотреть за ребенком и любить его».
Думаю, моя первая работа в полнометражном кино оказалась удачной. Да, в фильме никто не поет и не путешествует на космических кораблях, но все мы существуем в этой, реальной жизни и влюбляемся не в космических героев, а в обычных людей. И очень важно сохранить эту любовь так, чтобы в ней росли дети. Только в добре и тепле человек может развиваться нормально.
Достучаться до сердец, кстати, можно разными способами. Детскую тему в современном российском кино эксплуатируют многие. Валерия Гай Германика, например. Фильм «Все умрут, а я останусь» пересматривал несколько раз перед началом съемок. Мой подход оказался принципиально иным. Если следовать ее логике, то после просмотра все должны повеситься или коллективно прыгнуть с крыши. Финал там черный и безысходный, но жизнь-то не черно-белая! Она цветная! Я не могу сказать, что снял веселенькое кинцо. Вся разница в финале. Там он черный и безысходный, а я вижу свет в конце тоннеля. Поэтому девочки и не прыгают с крыши. Эти молодые ростки все равно пробьют любой асфальт, я верю в то, что они будут жить и у них все будет нормально».
В картину, полностью снятую на бюджетные деньги за 650 тысяч долларов, Грачевскому удалось привлечь по истине звездный актерский ансамбль. «Я взял артистов, которым я полностью доверяю и которые выступили у меня совсем не в своем амплуа», – признался режиссер. Так, по его словам, «самая обаятельная и привлекательная Мария Васильевна Шукшина играет жесткую карьеристку, директора школы, у которой все время сжаты губы от злости. Ее мужа – Валерий Гаркалин, который всем известен как яркий комедийный артист, здесь же он играет грустную, трагическую роль – спившегося талантливого скрипача. Оля Прокофьева – актриса, которую теперь, к сожалению, все воспринимают как Жанну или Жабу Аркадьевну, а на самом деле это глубокая трагическая, драматическая актриса. Она играет последнюю любовь и страсть в 40 лет, это очень непросто, когда между тобой и обязательства семейные, и муж, и самое главное 12-летний ребенок, от которого просто так не отмахнешься».
В фильме также заняты Анатолий Журавлев, «который играет чистого, грустного мужа», Артем Артемьев – «красавчик, на которого и запала героиня Прокофьевой». «Прекрасный эпизод сыграл Сергей Белоголовцев, великолепный эпизод – Георгий Мартиросян, блистательно сыграл Саша Олешко и даже Аня Ардова, которая на экране всего несколько секунд – это ярко, сочно. И, конечно, Евдокия Германова, которая играет просто гениально», – поделился Грачевский.
Что касается исполнительниц главных ролей – трех девочек, то, как признался режиссер, их выбирали из пяти тысяч претенденток. Причем ни одна из них до этого не снималась в «Ералаше», а наоборот, съемка в киножурнале была им обещана в награду за работу в картине. «Девочки потрясающие. Это Соня Ардова, Маша Белова и Анфиса Черных. У каждой из них есть сложные сцены и сыграли они их грандиозно, хотя доводили меня – я плакал с ними вместе. Они рыдали – и я рыдал», – рассказал режиссер.
Он затрудняется пока сказать, когда картину увидит зритель. «Самое обидное, что дальнейшая судьба картины пока непонятна, ибо прокатчики все говорят дружно, что «кино хорошее, но мы такое не катаем». Никто не хочет смотреть человеческое кино», – посетовал он. Однако режиссер отметил, что будет «долго ездить по стране, показывать картину». Также покажут ее и по телевизору – «уже есть договоренности с телеканалами». «Но мне так хочется, чтобы это был кинотеатральный показ, чтобы люди могли сесть и сосредоточиться – это так важно», – сказал Грачевский. Он уверен, что кино будет интересно людям самых разных возрастов – «и 12-летним детям, у которых свежи все эти обиды на родителей за их невнимание, и взрослым».
В ролях: Мария Шукшина, Лариса Гузеева, Анатолий Журавлев, Ольга Прокофьева, Валерий Гаркалин.
Фото: Фото Игоря ГЛАДЕНКО