«Уж коли залазить в долги, машина должна быть хорошей», – такое мнение высказывают россияне, имеющие непогашенные ссуды на покупку авто. Однако для большинства граждан в ближайшее время машина может стать роскошью. Несмотря на определенную оттепель на рынке автокредитования, банки по-прежнему не проявляют интереса к наращиванию объемов розничных портфелей и делают акцент на менее рискованных и более доходных программах.
Отечественному рынку автокредитования от кризиса «досталось» по полной программе. «Из-за падения спроса и сокращения кредитных программ банков продажи автомобилей упали в четыре раза. Кроме того, рост курса доллара и евро, введение новых пошлин и высокие темпы инфляции привели к ощутимому подорожанию автомобилей почти на 20 %. Все это не способствовало повышению покупательского интереса, учитывая, что кредитные ставки тоже увеличились, а требования к заемщикам стали более консервативными», – рассказывает руководитель группы кредитных продуктов BSGV Екатерина Забелина.
Однако к лету ситуация начала стабилизироваться. По словам Екатерины Забелиной, на сегодняшний день наблюдается постепенное наращивание объемов. При этом на рынке обозначилась совершенно противоположная тенденция: в мае текущего года аналитики зафиксировали снижение цен на автомобили на 1,4 %. «Безусловно, это не приведет к мощному росту рынка, однако указывает на положительные сдвиги», – отмечает банкир, напоминая, что ценовая коррекция во многом связана с падением курса доллара.
Автопроизводители и дилеры активно пытаются привлекать клиентов всевозможными скидками и акциями, что также стимулирует продажи и положительно влияет на отечественный рынок автокредитования. Рост ставок также замедлился.
«На сегодняшний день ставки банков по автокредитам в рублях находятся в интервале от 15 до 27 %, средняя рыночная ставка составляет 18–19 % годовых. По автокредитам в валюте ставки находятся в интервале 12–22%, средняя рыночная ставка – 17 % годовых», – отмечает вице-президент, начальник управления автокредитования ВТБ24 Алексей Токарев.
В то же время банки продолжают тщательный отбор заемщиков. По словам Алексея Токарева, все реже можно избежать необходимости предоставлять справку 2НДФЛ. Некоторые банки требуют обязательное участие поручителя. Сократилось число программ, позволяющих оформить кредит на автомобиль с минимальным пакетом документов.
Популярностью у заемщиков, которым все-таки удалось получить одобрение на кредит, как и в докризисный период, пользуются займы сроком на три и пять лет. «По-прежнему большинство кредитов (преимущественно в рублях) оформляется на покупку иностранных автомобилей», – говорит Алексей Токарев.
Информацию подтверждают и опубликованные на этой неделе результаты ежеквартального исследования компании Profi Online Research «Мониторинг розничного рынка. Банки».
Обязательства погасить автокредит в течение пяти лет и более взяли на себя 41 % респондентов, имеющих кредиты на покупку авто. А за три года разделаться с кредитом планируют 29 % участников исследования. Из всех опрошенных только каждый десятый респондент готов рассчитаться со своим долгом в течение одного года.
Примечательно, что абсолютное большинство заемщиков, а именно 83 %, действительно берут кредит в рублях. 14 % респондентов рассчитываются с банком в долларах, и только 3 % – в евро. Причина такой любви россиян к национальной валюте банальна: большинство заемщиков получают зарплату в рублях. А валютный кредит предполагает денежные потери при конвертации, что особенно ощутимо в условиях финансовой нестабильности.
Отметим, что лишь один из десяти человек, обращающихся в банк за кредитом на покупку авто, оказался в состоянии внести первоначальный взнос в размере минимум 50 % от стоимости машины. Большинство же участников исследования отметили, что оплачивали лишь 10 %. А 17 % респондентов каким-то чудом удалось получить кредит без первоначального взноса.
Абсолютное большинство участников исследования отмечают, что, если они берут кредит, то только для того, чтобы купить новый автомобиль. К примеру, количество тех, кто приобретает подержанные авто на заемные в банке средства, оказалось меньше почти в четыре раза.
Такая же ситуация отмечается и с предпочтениями респондентов в отношении иностранных авто: 77 % против 23 %. В принятии решения, какое авто купить на кредитные деньги, у большинства россиян срабатывает старый стереотип – покупать надолго. Схема мышления здесь такова: «Уж если и брать в долг, то машина должна быть хорошей».
Как отмечает Екатерина Забелина, предпочтения покупателей в пользу автомобилей иностранных марок, стоимость которых перешагнула за 500 тысяч рублей, с одной стороны, связаны с подорожанием авто, а с другой – с увеличением доли покупателей, расценивающих покупку автомобиля как долгосрочную инвестицию и выбирающих более надежные модели.
В то же время госпрограмма льготного автокредитования, запущенная в апреле этого года, хоть и не существенно, но все же простимулировала на покупку определенную категорию заемщиков.
«Интерес заемщиков возрос ко всем автомобилям из списка, утвержденного Минторгпромом РФ в рамках данной программы. В первую очередь это коснулось автомобилей Лада и Рено Логан, так как они есть в наличии у дилеров и представлены широкой линейкой моделей, попадающих в интервал стоимости до 350 тысяч рублей», – комментирует вопрос Алексей Токарев. А Екатерина Забелина добавляет, что программа могла бы пользоваться большей популярностью, если бы размер кредитной суммы был увеличен.
Резюмируя вышесказанное, директор департамента сегментного маркетинга Абсолют Банка Алексей Барабанов отмечает, что после существенного замедления активности большинства игроков на рынке автокредитования в последние полгода сегодня крупные банки все же возобновляют интерес к данному сегменту. Однако их число по-прежнему невелико.
«Остальные участники рынка не проявляют большого интереса к наращиванию объемов розничных портфелей и акцентируются на менее рискованных и более доходных программах, – говорит Алексей Барабанов. – Данная тенденция сохранится до конца года, а дальнейшее развитие ситуации будет зависеть от ожидаемых макроэкономических изменений».