Минфин намерен провести корректировку коэффициентов, используемых при расчете стоимости полиса ОСАГО. Базовые тарифы пока останутся на прежнем уровне. По прогнозам аналитиков, перерасчет отчасти сократит катастрофически высокую убыточность данного вида страхования и приведет к росту премий страховых компаний по ОСАГО на 10-15%.
Министерство финансов подготовило проект постановления правительства «О внесении изменений в страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Оценив убыточность по ОСАГО в каждом регионе, аналитики ведомства перегруппировали города по территориальным коэффициентам, а также внесли ряд корректив в иные коэффициенты, используемые при расчете стоимости страхового полиса. Так, территориальная надбавка в некрупных областных центрах вырастет с 1 до 1,3-1,6, а значение минимального коэффициента будет расширено с 0,5 до 0,5-0,85.
Кроме того, Минфин выступил с инициативой об увеличении коэффициентов по тарифам на ОСАГО для автомобилей мощностью 50-70 л. с. с 0,7 до 0,9. Данная поправка в большей мере коснется старых отечественных авто. Для мощных легковых автомобилей, напротив, планируется снизить коэффициент. Именно автострахование старых отечественных автомобилей на сегодняшний день является наиболее убыточным сегментом сразу по нескольким причинам: во-первых, автомобилей данной группы большое количество, во-вторых, чаще всего за рулем старых «Жигулей» сидят неопытные водители, которые позволяют себе лихачить на дорогах, потому что «машины не жалко». Соответственно повышение тарифа приведет к снижению уровня убыточности для страховых компаний.
Помимо этого, Минфин предлагает при расчете стоимости страхового полиса пересмотреть коэффициенты, учитывающие возраст и стаж водителя. К примеру, коэффициент для водителя младше 22 лет со стажем менее трех лет вырастет с 1,3 до 1,7.
«На автовладельцах изменения существенно не скажутся, так как корректировка коэффициентов должна уложиться в 15-20% стоимости полиса. Причем не во всех случаях изменения направлены в сторону удорожания полиса», – отмечает заместитель генерального директора компании «КИТ Финанс Страхование» Александр Потитов.
Предполагается, что повышение коэффициентов приведет к нормализации финансовой картины по выплатам. Высокие убытки страховых компаний в данном сегменте связаны с постоянным увеличением количества машин на улицах, плохим состоянием дорог, низким качеством подготовки водителей, неэффективным наказанием водителей за нарушения правил дорожного движения, ростом цен в автосервисах, отсутствием единого подхода оценочных компаний к расчету стоимости ремонта, ростом случаев мошенничества и высоким уровня инфляции.
«В первые годы действия закона об ОСАГО в России страховые компании получали сверхприбыли, однако со временем сегмент стал убыточным, и давно идут рассуждения о том, что тарифы по ОСАГО необходимо пересмотреть, – говорит председатель регионального отделения «Движения автомобилистов России» Армен Оганесян. – Но важно помнить, что, корректируя коэффициенты или изменяя тарифы, надо менять в сторону улучшения и качество оказываемых страховыми компаниями услуг».
По словам заместителя директора департамента финансовой политики Минфина Веры Балакиревой, пока проект о пересмотре коэффициентов, используемых при расчете стоимости полиса ОСАГО, находится в стадии согласования. Предполагается, что утверждение документа произойдет в сжатые сроки и закон о внесении изменений в страховые тарифы по ОСАГО вступит в силу уже 1 марта 2009 года. Прогнозируется, что корректировка коэффициентов будет способствовать повышению роста премий страховых компаний по ОСАГО на 10-15%. Все перечисленные изменения, по мнению представителей страховых компаний, являются важными и необходимыми, однако предлагаемых мер все же явно недостаточно для того, чтобы кардинально изменить кризисную ситуацию в сегменте ОСАГО. В частности, пока не планируется вносить изменения в базовые тарифы по ОСАГО, даже в столь убыточном сегменте, как автострахование общественного транспорта. Такое решение принял Минфин, апеллируя к тому, что федеральный бюджет на 2009 год и прогнозные показатели на три года уже приняты.
«Мы хотим решить существующие проблемные вопросы через выравнивание коэффициентов, – отмечает Вера Балакирева. Ц Если спустя определенное время после 1 марта, например, один или два квартала, проведя анализ отчетности страховых компаний, мы увидим, что ситуация с убыточностью вызывает опасения, мы вернемся к вопросу об изменении базовых тарифов на ОСАГО».
Как отмечает Александр Потитов, с учетом статистики убыточности первоочередным шагом является повышение региональных коэффициентов в некоторых крупных городах Западной и Южной Сибири, Урала и Поволжья. Данная мера, прежде всего, поможет выправить баланс региональным страховым компаниям, которые, в отличие от крупных федеральных игроков с развитой филиальной сетью, лишены возможности перекрывать убытки от деятельности в «несчастливых» регионах за счет благополучных территорий. По мнению вице-президента РСА Андрея Батуркина, принятие проекта может помочь страховщикам ОСАГО в регионах, где данный вид страхования вызывает наибольшие проблемы, «однако это временный шаг». Как отмечает эксперт, расходы страховых компаний, сопряженные с обязательным страхованием автогражданской ответственности, после 1 марта 2009 года возрастут, что связано с введением системы прямого урегулирования убытков и упрощенного оформления ДТП.
«Новации по прямому урегулированию, по всем оценкам ,повысят убыточность (даже в оптимистическом сценарии развития событий) примерно на 15% и приведут к тому, что ОСАГО по комбинированному коэффициенту убыточности выйдет в область, не предполагающую эффективной работы страховых компаний, – говорит и. о. исполнительного директора Южной дирекции страховой компании «РОСНО» Роман Сиделёв. – В складывающейся ситуации страховые компании будут выбирать один из двух путей дальнейшего развития. Серьезные игроки начнут сокращать присутствие в убыточных сегментах, таким образом, во многих российских регионах, а также для многих групп автомобилей будет не так просто найти компанию, готовую заключить договор ОСАГО. Получит распространение и второй тип страховых компаний, не имеющих долгосрочных планов и работающих по схеме: собрать деньги и исчезнуть. С ростом проблем в финансовом секторе число таких игроков будет неизбежно расти. А в ситуации ухода с убыточных сегментов серьезных игроков привлечь потребителя недобросовестным участникам будет просто».
Ситуацию в страховой отрасли усугубляет и разрастание финансового кризиса, который может привести к значительному сокращению числа страховых и брокерских компаний. В последние пару лет произошло большое количество сделок по слиянию и поглощению, в том числе и в Топ-20 рейтинга крупнейший страховых компаний. На сегодняшний день страховые компании сталкиваются с рядом проблем, которые пока трудноразрешимы. Падение сборов за счет снижения объемов потребительского кредитования, лизинга и продаж товаров, которые ранее активно страховались в момент продажи, стало одной из ключевых проблем страховой отрасли.
Кроме того, значительно упали обороты крупных предприятий, что заставило их сократить запланированные расходы на страхование. В связи с этим страховые компании вынуждены сокращать штат сотрудников, закрывать «лишние» точки продаж, максимально снижать затраты на содержание офисов, рекламу, а вместе с тем – становиться более быстрыми в разработке новых продуктов и автоматизации. Проблемы, существующие на сегодняшний день на рынке страховых услуг, отбросили страховой бизнес на несколько лет назад, однако представители страховых компаний верят, что светлое будущее не за горами и сегодняшние трудности все же положительно скажутся на рынке и оздоровят конкуренцию.
Фото: Коллаж Федора БУЛКИНА