Ростовские автосалоны вслед за всей страной разворачиваются на восток: распродают последние европейские авто, переходят на «Москвичи» и другие китайские автомобили. Какова ситуация на автомобильном рынке, есть ли запчасти ушедших брендов и помогает ли параллельный импорт — в материале 161.RU.
Европейские, американские и японские автоконцерны перестали поставлять технику в Россию весной 2022 года — после санкций, ставших ответом на российскую спецоперацию на Украине.
Выбор есть или нет?
Генеральный директор Fresh Auto Денис Мигаль говорит, что запасы европейских, американских и японских автомобилей, доставленных напрямую от производителей, практически иссякли у всех дилеров. Но подчеркивает, что выбрать есть из чего.
— Китайские и отечественные авто, в том числе новых марок — «Москвич» и Omoda, а также машины, завезенные параллельным импортом. Некоторые из них появились на российском рынке впервые, например спортивный кроссовер Hyundai Kona N, хэтчбек Suzuki Baleno.
Мигаль отмечает, что из-за колебания курса рубля параллельный импорт не так выгоден дилерам, как в начале весны 2022 года. Поэтому Fresh Auto сделал ставку на автомобили, которые пользуются спросом и гарантированно будут в наличии, в том числе на «Москвич». Fresh Auto теперь официальный дилерский центр завода.
— Основное преимущество моделей «Москвич» в том, что они — представители российского автопрома и могут принимать участие в программах государственной поддержки, что станет стимулом для роста спроса, — рассказал Денис Мигаль.
«Москвич» действительно собирается в Москве, но сам автомобиль — точная копия продукции китайского производителя JAC. Примечательно, что китайская версия стоит заметно дешевле российского аналога.
Fresh Auto продолжает и продавать автомобили с пробегом. По словам Дениса Мигаля, сейчас они пользуются даже большим спросом, чем новые авто.
Компания «Артекс» в 2022 году открыла в Ростовской области два официальных дилерских центра китайских брендов Geely и EXEED. И собирается расширить ассортимент автомобилями и других производителей.
— Спрос на автомобили китайских производителей заметно усилился, и после того, как Росстандарт начал аннулировать свидетельства безопасности конструкций транспортных средств на автомобили, ввезенные по параллельному импорту, что не позволяет клиентам поставить автомобиль на регистрационный учет, многие клиенты понимают риски и предпочитают покупать автомобили у официальных дилеров, — рассказала 161.RU маркетолог «Артекс» Виолетта Живых.
В качестве одной из тенденций в компании отметили и повышенный спрос на подержанные автомобили, особенно стоимостью до миллиона рублей.
«Сокол-моторс» тоже перешел с европейских и американских авто на китайские. Однако, по словам представителя компании, даже новые модели ушедших марок всё еще можно приобрести. Например, новую модельную линейку Suzuki.
— В целом покупательская способность за последний календарный год выравнивается. Был в начале весны огромный спад — на 60–70%, к концу года продажи чуть-чуть улучшились. Рынок на 60% упал в 2022 году по отношению к 2021-му. Сейчас, в начале 2023 года, большинство новых автомобильных брендов пользуется популярностью. Мы наращиваем продажи и в количестве, и в обороте, — отметил маркетолог «Сокол-моторс» Игорь Кондратюк.
При этом самыми популярными брендами у ростовчан в «Сокол-моторс» назвали отечественную Lada и китайскую Chery.
Что с запчастями?
— Бренды, ушедшие с российского рынка, не бросили официальных дилеров в стране, — обнадеживает Виолетта Живых из «Артекса». — Мы по-прежнему проводим комплексное сервисное обслуживание, плановые ТО и оказываем гарантийную поддержку, нам продолжают поступать запасные части и комплектующие, а также действуют специальные сервисные программы.
Во Fresh Auto отметили, что параллельный импорт оказался эффективным: благодаря ему удалось избежать серьезного дефицита запчастей.
— Чувствуется нехватка отдельных комплектующих для премиальных авто — деталей для кузовного ремонта, электронных блоков, систем безопасности, — уточнил Денис Мигаль. — Однако из-за волатильности курсов валют и сложных маршрутов поставок запчасти даже для автомобилей из массового сегмента продолжают дорожать, к концу года рост прайсов может составить 10%.
В «Сокол-моторс» отметили, что запчасти есть, но выросли сроки поставок и цена.