Лучшее средство от перхоти — гильотина. Данный афоризм приходит на ум после ознакомления с проектом поправок в правила сдачи экзаменов в ГАИ, размещенных на «Федеральном портале проектов нормативных правовых актов». Правила в очередной раз усложняют, требования к выпускникам автошкол повышают, что неизбежно ведет к снижению количества желающих получить права. Отсюда у меня и сложилось устойчивое мнение, что в ГАИ преследуют цель: меньше новичков — лучше статистика.
Все идет к тому, что в скором времени новичкам не останется ничего другого, как нелегально ездить без водительского удостоверения 2–3 года, чтобы привыкнуть к движению с большими скоростями и набраться опыта прежде, чем решиться идти сдавать экзамены для получения водительского удостоверения.
Из чего это следует? Упраздняют экзамен на автодроме и в условиях улицы предъявляют к новичкам выполнение на экзамене следующих элементов:
начало движения: с места, после остановки во время движения, на подъеме, на спуске (при наличии подъема (спуска);
движение со скоростью более 60 км/ч;
постановка транспортного средства параллельно тротуару (краю проезжей части) при движении по направлению вперед и выезд с места стоянки;
движение задним ходом с поворотом под углом 90 градусов с сохранением соответствующей полосы движения;
разворот транспортного средства на 180 градусов, используя переднюю и заднюю передачу;
постановка транспортного средства на место стоянки параллельно тротуару (краю проезжей части) при движении задним ходом и выезд с места стоянки;
Возле автошколы, чтобы втиснуться в узкий промежуток на стоянке, мне приходится парковаться задним ходом. При этом я перекрываю одну из двух полос, а когда двигаюсь задним ходом с вывернутым рулем, то захватываю и вторую полосу. Все это в промежуток времени с 17:00 до 18:00. Приходится заблаговременно подгадывать, чтобы движение в этот момент было не столь интенсивным. Ошибка при парковке повлечет ДТП. Даже для опытного водителя задача не из приятных. А для новичка?
Я не совсем уютно себя чувствую, когда впервые попадаю на незнакомую дорогу или в незнакомый район города. Как правильно повернуть или развернуться на перекрестке? Где разрешена или запрещена стоянка? Как правильно подъехать к нужному объекту? И т. д. и т. п. А здесь новичку в той же ситуации придают еще и сопровождающего, доведя его до стресса, а затем заставляют выполнять не самые простые элементы.
Получив права новички начинают ездить самостоятельно по знакомым маршрутам, избегая движения в часы пик и крайне аккуратно, набираясь опыта, который ни в какой автошколе не получить. Чему действительно нужно новичка научить, так это парковке в родном дворе и парковке возле работы.
Я много раз писал об обучении в автошколах. Вкратце напомню, о чем шла речь.
«Человеку разумному» примерно 200–300 тыс. лет. Мозг и тело человека приспособлено к движению со скоростями до 40 км/ч. При этом мозг успевает обрабатывать информацию, поступающую от глаз, а тело приспособлено падать на данной скорости без особых последствий.
Как тут не вспомнить забег Рональдо на ЧМ, когда он развил скорость 39 км/ч.
Чтобы стать водителем, человеку нужно решить две задачи:
Научить мозг обрабатывать информацию на скоростях свыше 40 км/ч.
Преодолеть генетический страх движения со скоростью более 40 км/ч.
Первая задача решается через 2–3 года вождения после проезда 30–40 тыс. км. И за два с половиной месяца обучения в автошколе ее не решить. Тут выход только один: введение двухуровневой системы обучения, когда по прошествии двух лет новичок возвращается в автошколу доучиваться. Данный подход позволяет удержать новичка в поле зрения автошколы и сформировать правильные навыки и привычки после адаптации мозга к движению с большими скоростями.
А вот вторую задачу как раз и решают автошколы в течение двух с половиной месяцев обучения. Делается это просто.
Сознание не может долго находиться в состоянии стресса. Рано или поздно включаются защитные механизмы. Все прекрасно знают, что по прошествии 40 дней после смерти близкого человека нужно успокоиться, иначе состояние стресса может повлечь расстройство психики. Это и есть как раз тот срок, когда включается защита сознания. 40 дней = 6 недель.
Через 6 недель после начала занятий по вождению сознание курсанта включает защиту от стресса, и именно в этот момент его и выводят на экзамен в ГАИ. 6 недель по два занятия в неделю по вождению по 2 часа, это 24 часа практического обучения. Если заниматься по три раза в неделю, то получим 36 часов. Берем среднее — 30 часов. Набрасываем один час на внутренний экзамен, и один час на экзамен в ГАИ. Итого — 32 часа.
Именно 32 часа практических занятий и было предусмотрено старыми программами. Увеличение часов вождения приводит к чувству ложной уверенности у новичков и ожиданию подсказки, как действовать в экстремальной ситуации, что в итоге ведет к увеличению количества ДТП с новичками.
— Тренировка навыков на самом деле заключается в систематическом отучении от страха во многих рискованных ситуациях, — «Справочник по безопасности дорожного движения».
Еще один месяц из двух с половиной месяцев обучения необходимы, чтобы курсант отучился бояться теоретического экзамена.
Автошколы успешно справляются с поставленными перед ними задачами десятки лет, в отличие от руководства ГАИ. Не верите? Выгляните в окно и посмотрите, сколько водителей воспитала старая школа.
Казалось бы, отстаньте от автошкол, никакие изменения в обучении и правилах сдачи экзаменов не повлекли перемен в продаже полисов ОСАГО для новичков. Следовательно, статистика якобы положительного эффекта от изменений о ГИБДД — дутая, а вбуханные силы и средства пошли прахом. А сколько еще сил и средств будут потрачены впустую?
Ничего зазорного в возврате к старому положению вещей нет.
Из последних примеров: все СМИ раструбили, что школьные автобусы не должны быть старше 10 лет, на них должен быть желтый проблесковый маячок, тахограф и аппаратура спутниковой навигации. Постановлением Правительства от 08.08.2018 обязательное выполнение данных требований перенесли на 30.06.2020.
Юрий Панченко