Авто Год 2017: самые дерзкие юбилеи автопрома

Год 2017: самые дерзкие юбилеи автопрома

В 2017 году исполняется не только 100 лет со дня Великой Октябрьской: несколько юбилеев празднуют модели и марки автомобилей, причем празднуют вполне в революционном духе. Каждый из упомянутых юбиляров произвел в автопроме своеобразный слом устоев.

Mitsubishi Model A – 1917

100-летний юбилей празднует не только модель, но и японский автопром вообще, потому что Mitsubishi Model A стал первой легковушкой из Японии. Компания в то время строила корабли, а первый опыт с пассажирским авто оказался не слишком успешным – модель получилась дорогой и не могла конкурировать с импортом. Полноценное производство легковушек Mitsubishi началось лишь в 60-х, да и японский автопром в том виде, каким мы его знаем, активно развивался уже в послевоенные годы. Однако почин был сделан.

Сама Model A была скопирована с Fiat Tipo 3, унаследовав от него правое расположение руля, что было типично для того времени, хотя в ряде городов Италии было правостороннее движение. В начале прошлого века проблемы обгонов еще не было, зато из праворульной машины удобнее выходить на тротуар (при правостороннем движении).

Toyota Motor Company – 1937

Первый автомобиль Toyota (вернее, Toyoda) вышел еще в середине 30-х, однако переименование фирмы в привычную нам «Тойоту», регистрация торговой марки и выделение автомобильного крыла в отдельную компанию произошли в 1937 году. Слово Toyota лучше звучало и не имело ассоциаций с рисовым фермерством, как оригинал фамилии Сакиши Тойода. Компании суждено было стать одним из крупнейших автопроизводителей в мире, а еще – автором тойотовской системы производства TPS, принятой на вооружение многими компаниями, и не только в автопроме.

ВАЗ-2121 «Нива» – 1977

5 апреля исполнится 40 лет с начала производства классической «Нивы», известной сейчас как Lada 4x4. Когда говорят, что советский автопром был вторичен и не породил ничего своего, о «Ниве» как будто забывают.

Это сегодня паркетник с несущим кузовом является нормой, но в конце 70-х и еще лет двадцать спустя считалось, что полноприводный автомобиль должен иметь раму. Рама обеспечивала прочность и нужную кинематику мостов (за счет скручивания), да и просто была имиджевым атрибутом тру-джипа.

«Нива» дерзко оспорила догмы: никакой рамы, унификация с «жигулями», вполне легковой дизайн, а главное – многофункциональность. Обладая почти эталонной проходимостью, «Нива» спокойно переносила суету больших городов.

Очень приятно, путешествуя по махровой загранице, увидеть вдруг на улице свежую «Ниву». Правда, до следующего юбилея в привычном нам виде «Нива» может не дожить – АВТОВАЗ рассматривает создание автомобиля на новой платформе с поперечным расположением мотора и унификацией с существующей продукцией. Впрочем, обещают сохранить внедорожные качества оригинала...

Toyota Prius – 1997

Гибриды как таковые выпускались с конца XIX века, однако первым серийным бензоэлектрическим автомобилем стал в 1997 году Toyota Prius. Совершил ли он революцию? И да, и нет.

В отличие от многих высокотехнологичных прожектов, Prius прижился, и сегодня выпускается уже четвертое поколение модели, которое, кстати, дебютировало в России и огорчило ценой. Общий тираж Prius приближается к 4 млн, а гибридный привод появился на многих Toyota, Lexus и не только.

С другой стороны, пышных надежд гибриды не оправдали. Когда-то их считали машинами будущего, но, по сути, Prius остается единственной полноценно гибридной массовой моделью. Прочие гибриды – это, как правило, модификации обычных автомобилей в «мягком» варианте, как Nissan Murano: батарея малой емкости лишь облегчает разгон, но не позволяет ездить на электротяге.

Prius не стал началом гибридной эры, скорее, красивым исключением из правил. Toyota использовала сложную схему привода с трансмиссией, позволяющей гибко менять вклад бензинового и электрического моторов, добившись максимальной эффективности силовой установки во всех режимах. И главное, она умудрилась сделать Prius весьма надежным.

Однако не все готовы вкладывать такие ресурсы в разработку гибридов, а гибриды-лайт не столь эффективны. Кроме того, для Toyota проект Prius стал имиджевым и, говорят, долгое время оставался убыточным.

Вполне вероятно, что автопром минует гибридную стадию и к 2030-2050 годам перейдет сразу на электротягу. Впрочем, это не отменяет инженерной красоты Prius – самого толкового гибрида наших дней.

Mercedes-Benz A-класса – 1997

Еще один автомобиль, изменивший наши представления о мире. «Мерседес» не стал первым немецким премиум-брендом, выпустившим компакт, однако A-класс оказался слишком уж не похож на «Мерс» в классическом понимании.

BMW Compact был секвестированной «трешкой», Audi A3, как и прочие Audi, имел передний привод. В общем, они не поражали и не оскорбляли чувства фанатов.

Но Mercedes-Benz A-класса концептуально дистанцировался от традиций фирмы, будто был не сыном, а пасынком: передний привод, вертикальная компоновка, однообъемный кузов... Тогда мы не ведали, что скоро премиум-марки размоют свои модельные ряды десятками мулатов и метисов. Сегодня нас не удивляет даже переднеприводный BMW, но в 1997 году премиум-марки работали в рамках добровольных самоограничений, которые дерзко нарушил А-класс.

Но знаете что? Самоограничения – это не всегда плохо. Я остаюсь консерватором, и небольшой, но классический Mercedes-Benz 190E нравится мне больше А-класса.

К слову, внешность первого А-класса рисовал нынешний главный дизайнер АВТОВАЗ Стив Маттин.

EuroNCAP – 1997

Пять звезд в краш-тесте, три звезды... До 1997 года эти слова звучали непонятно, но потом появился EuroNCAP и стал отчаянно крушить автомобили, выставляя им оценки.

Тест EuroNCAP не является обязательным для производителей и проводится на собственные средства организации. В отличие от сертификационных тестов, условия EuroNCAP ощутимо жестче, а главное – они предаются публичной огласке.

Компания была создана в Бельгии по заказу Британского транспортного ведомства, но впоследствии ее поддержали многие национальные правительства. Автопроизводители отнеслись к подобным тестам скептически, однако популяризация их результатов привела к тому, что рейтинг безопасности стал важным фактором при выборе автомобиля. Так началась гонка вооружений: больше подушек, больше электроники...

EuroNCAP часто критикуют за стандартизованность условий теста (можно подстроиться), а также его нерелевантность к настоящим авариям. Отчасти эта критика справедлива, например, провал европейских машин в американском фронтальном краш-тесте с малым перекрытием стал холодным душем для EuroNCAP.

Однако условия теста постоянно ужесточаются, а главное, единство методик позволяет сравнивать автомобили между собой. Пять звезд не означают, что машина стопроцентно безопасна. Но вот две звезды точно означают, что она опасна. Благодаря EuroNCAP, например, в Европу не проникли несколько китайских моделей с нулевым рейтингом безопасности.

Nissan Qashqai – 2007

Неразбавленное дитя маркетинга – Qashqai стал невероятным успехом компании. Несмотря на спорное имя, ему удалось повести конкурентов за собой и создать фактически целый класс городских кроссоверов. Конечно, компактные паркетники были и до него, скажем, пионер современных кроссоверов RAV4 был когда-то меньше нынешнего «Кашкая». Однако его философия была чуть иной: если RAV4 – это изначально помесь внедорожника и легковушки, то Qashqai – гибрид городского гольф-классника и кроссовера.

Рецепт оказался невероятно удачным: горожане сметали «Кашкаи» не только в России, но и Европе, создав своеобразную моду на кроссоверы. За 10 лет тираж автомобиля превысил 3 млн автомобилей, и хотя сегодня Qashqai обложили конкуренты, он остается одной из самых востребованных моделей Nissan.

Интересно, что для продвижения автомобиля еще до выхода Qashqai компания возила журналистов в исследовательские центры, показывая процесс создания новинки шаг за шагом. Такой подход стал отражением прагматизма самой модели. Прагматизма, который пришелся публике по вкусу.

Артём Краснов
Фото: Фото производителей, а также с сайта Сommons.wikimedia.org, пользователя Chris 73, видео канала What Car?/Youtube.com

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
51
ТОП 5
Мнение
На месте аксайских рынков построят новый жилой комплекс? Разбираемся
Марина Гаричян
Медиапродюсер и журналист 161.RU
Мнение
Красавицы из Гонконга жаждут любви. Как журналист MSK1.RU перехитрил аферистку из Китая — разбираем мошенническую схему
Никита Путятин
Корреспондент MSK1.RU
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления