Донская Госавтоинспекция опубликовала статистику аварии с участием водителей, чей стаж за рулем не превышает трех лет. Так, за прошлый год начинающие водители спровоцировали более 500 аварий. Кроме того, в ГИБДД назвали автошколы, чьи выпускники чаще других попадают в аварии.
Развитие автомобилизации приводит к тому, что существенно возрастает доля водителей транспортных средств с малым стажем и недостаточным опытом. Все более явно проявляются недостатки в системе подготовки водителей, что также способствует увеличению количества ДТП. Рост количества ДТП с участием водителей со стажем до трех лет объясняется несколькими причинами, в первую очередь, сознательное нарушение Правил дорожного движения, то есть их невыполнение. Вторая причина – отсутствие навыков «сканирования» окружающей обстановки, слишком быстрое вождение в сложившихся условиях (не обязательно с превышением скорости), отвлекающие факторы на дороге или в салоне автомобиля.
Согласно данным статистики, в 2015 году на территории Ростовской области по вине водителей, стаж вождения которых не превышает трех лет, произошло 532 дорожно-транспортных происшествия, что на 33,3% меньше, чем в 2014 году. В этих ДТП погибли 57 человек, 725 – были ранены.
К сожалению, программы в школах не предусматривают обучения именно такому вождению, они дают лишь первоначальные навыки умения водить автомобиль или мотоцикл.
По мнения ряда специалистов, программа обучения автолюбителей должна быть значительно шире, причем как в теоретическом, так и в практическом плане она должна захватывать и условия вождения в экстремальных условиях. «В настоящее время рассматривается вопрос о выдаче после обучения временного водительского удостоверения сроком на один год. Только по истечении этого срока будет выдаваться постоянное водительское удостоверение», – поясняет инструктор автошколы Сергей Антоненко.
Для получения прав водитель, получивший временное удостоверение, должен будет в течение года ездить, не нарушая Правил дорожного движения. Если в течение этого периода водитель допускает нарушения ПДД, он будет проходить дополнительное обучение, продлится срок временного водительского удостоверения. Это необходимо для того, чтобы снизить уровень аварийности среди молодых водителей.
Цель первоначальной подготовки водителя должна состоять в привитии ему необходимых навыков и знаний, благодаря которым он мог бы не только получить водительское удостоверение, но и безопасно и ответственно управлять транспортным средством в условиях дорожного движения. Поэтому система сдачи экзаменов на получение водительского удостоверения должна быть направлена на оценку степени владения водителем необходимыми навыками и знаниями, позволяющими безопасно и ответственно управлять транспортным средством.
В ходе проведенного ГИБДД анализа был определен удельный вес количества ДТП, совершенных выпускниками каждой автошколы. Так, чаще других виновниками ДТП становились выпускники следующих образовательных организаций: МБОУ СОШ №4 им. Нисанова (г. Пролетарск) – 11%; НОУ НПО «Автошкола ПАРИ» (г. Ростов-на-Дону) – 5,2%, НОУ НПО НУЦ «Автомобилист» (г. Шахты) – 4%; «Автошкола АВС» (г. Ростов-на-Дону) – 3,8%; НОУ НПО «Универсал-Профи» (г. Аксай) – 3,5%; ГБОУ НПО РО ПУ №96 (ст. Каргинская) – 3,3%; ГБОУ НПО РО ПЛ №1 (г. Ростов-на-Дону) – 3,2%; НОУ «Автошкола "Старт"» (г. Ростов-на-Дону) – 3,1%; НОУ Октябрьский районный УСТК РО ДОСААФ России по РО (п. Каменоломни) – 3%.
Кроме того, Госавтоинспекция Ростовской области отмечает, что всего 13% выпускников автошкол сдали экзамен с первого раза. Так, в 2015 году учебными организациями заявлено к сдаче экзаменов 54 765 кандидатов в водители, прибыли в назначенный для экзамена день 34 107 кандидатов. Сдали все три этапа экзамена с первого раза и получили водительские удостоверения 4412 человек. Со второго раза экзамены сдали 8870 кандидатов.
Фото: Фото ГК Rugion