Авто Экспортозамещение. Завалим мир автомобилями?

Экспортозамещение. Завалим мир автомобилями?

А почему бы России не заняться экспортом автомобилей в дальнее зарубежье? Ведь упавший внутренний спрос и обесценившийся рубль поставили под удар весь автопром страны, а экспорт – оптовый способ решить проблемы.

Пока о подобных планах объявили Hyundai и Volkswagen, с начала года экспорт в Скандинавию рассматривает питерский Nissan, включая и продукцию его суббренда Datsun. Наращивает экспортную мощь АВТОВАЗ, причем завод планирует использовать дистрибьюторские каналы своих партнеров – Renault и Nissan.

Из грязи в князи

Плюсов много. Во-первых, исчезает жесткая зависимость благоденствия автопрома от роста автомобилизации. Сейчас сложилась несколько парадоксальная ситуация, когда с точки зрения экономики автомобилизация это добро, с точки зрения социальной сферы – зло. В идеале люди должны покупать столько автомобилей, сколько им действительно нужно без внешнего давления.

Во-вторых, экспорт может дать мощный импульс автопрому: не только за счет получения живой валюты, но и увеличения рынков сбыта. Объем выпуска является краеугольным камнем успеха в автопроме, и большинство российских автозаводов пока не достигло тиражей, которые делали бы местное производство оправданным без дополнительных стимулов. Особенно критичен объем выпуска в контексте локализации производства: чтобы поставщику было выгодно производить компонент в России, спрос на него должен измеряться сотнями тысяч единиц в год.

Наконец, низкий курс рубля может стать толчком, который подвигнет западные концерны посмотреть на Россию не только как на рынок сбыта, но и производственную площадку.

В кризис, естественно, вопрос стал ребром, и, например, по данным «Автостат», всеволожский Ford или калжуский завод Peugeot Citroen работают с крайне низкой загрузкой, а GM вообще предпочла законсервировать производство в России. Экспорт мог бы стать хорошим буфером на тяжелые времена.

В России созданы десятки автосборочных производств. Несколько компаний работают в режиме промышленной сборки, выполняя ряд условий и получая за это льготные условия ввоза автокомпонентов. В частности, это альянс Hyundai–KIA, Ford, Renault – Nissan – АВТОВАЗ, Toyota и Volkswagen–SKODA. В этом году три компании (Renault, Ford, Volkswagen) запустили российские заводы по производству моторов. Кстати, Ford сделает это сегодня, 3 сентября, завод находится в особой экономической зоне «Алабуга» (Татарстан).

Коллапс себестоимость

Экспортный потенциал России усиливает снижающаяся себестоимость производства. По данным газеты «Ведомости», сейчас она ниже не только европейского уровня, но и китайского. Так, средняя зарплата в России в июле составила в пересчете на доллары $591, а в «дешевой» Румынии – $632. В Китае еще выше – $775. Руководитель пресс-службы АВТОВАЗа Сергей Ильинский считает, сборка автомобилей в России стала выгодней, чем в Европе и даже Турции – популярном «направлении» не только для туризма, но и производства автомобилей. Так, по данным Сергея Ильинского, оплата труда в пересчете на один автомобиль в России составляет 230 евро, в Румынии – 400 евро, в Турции – около 300 евро.

При этом в докризисные времена ситуация была обратной, и многие производители жаловались, что местная сборка в России не дает зримых преимуществ не только в сравнении со странами Юго-Восточной Азии, но даже с Европой.

Экспортный опыт

Вообще российская иномарка в дальнем зарубежье – это прецедент. Еще с советских времен туда поставляли лишь нашемарки, причем классическая «Нива» стала почти культовой машиной.

Автосборщики же уже несколько лет осваивают рынки СНГ, и если раньше приоритетом была Украина, то теперь акцент сместился на Белоруссию и Казахстан. Объем рынка в этих странах не так уж велик: в Казахстане – порядка 160 тысяч в год, то есть меньше, чем мощность одного питерского завода Hyundai. Однако вступление в Таможенный союз увеличило пошлины на импорт из дальнего зарубежья, и российские иномарки резко увеличили свое присутствие.

Кстати, лидером среди иномарок по объемам экспорта из России в страны СНГ является Hyundai, на втором месте – Renault.

А вот с дальним зарубежьем сложнее, и причин тут несколько.

У Ford Mondeo для российского рынка увеличенный просвет

Техническая причина

Не самое серьезное препятствие, однако автомобили адаптируются под конкретный рынок, и машины, сделанные у нас, настроены под Россию. Нюансов тут много: ходовая часть, климатическая система и т.п. Скажем, Hyundai пришлось адаптировать Solaris для поставок в жаркие Ливан и Египет. Кроме того, вероятно, некоторые локализованные в России компоненты могут не удовлетворять запросам наиболее взыскательных рынков. Одним словом, перед началом поставок требуется привести автомобиль к нужной спецификации, в каких-то случаях – провести его сертификацию, а это требует и финансирования, и времени.

Организационная причина

Западные концерны пришли в Россию с целью работать исключительно на местном рынке. Мечты об экспорте – следствие форс-мажорных обстоятельств. Между тем в автомобильном бизнесе принято планировать операции на несколько лет вперед. Таким образом, требуется определенный объем согласований между всеми заинтересованными сторонами, чтобы изменить налаженные схемы поставок, а где-то, например, добиться налоговых или таможенных послаблений. Так, вопреки популярному мнению ввозные пошлины на автомобили есть и в Европе, поэтому чтобы сделать российскую иномарку привлекательной для западных рынков, концернам придется договариваться не только об обнулении пошлин на компоненты при ввозе в Россию (они не всегда нулевые), но и о снижении «оброка» при их вывозе обратно в Европу.

Экономическая причина

В полной мере плодами обесценившейся местной валюты могут воспользоваться страны вроде Германии, которые производят сложную машинерию по полному циклу: от задумки до продукта. В России же уровень локализации упал вместе с рублем (в стоимостном выражении), большая часть сложных компонентов все равно покупается за валюту. На это наслаиваются издержки производства, в том числе связанные с небольшими объемами выпуска на местных автозаводах.

Есть и фактор неопределенности: уповать исключительно на дешевый рубль опасно. С одной стороны, нет гарантий, что его соотношение с мировыми валютами сохранится на выгодном для экспорта уровне. С другой, себестоимость зависит и от других факторов, например, несколько лет назад руководители иностранных заводов в России сетовали на низкую эффективность производства, которая увеличивает цену компонентов в России. Нельзя списывать со счетов и другие неблагоприятные обстоятельства, например, климат и логистические трудности.

Конкурентная причина

Несколько лет назад я был на заводе Nissan в Питере и спросил, почему компания не выпускает в России свою самую популярную на тот момент модель – Qashqai. Мне полуофициально ответили: «Кашкай» приходит с английского завода в Сандерленде, где весьма злые профсоюзы. Российская сборка снизит объем выпуска в Англии и может поставить завод в тяжелое положение, а это чревато переходом вопроса из чисто экономической в политическую плоскость.

Что интересно, Qashqai все-таки локализовали в Питере, и в эти дни началась предсерийная сборка. Полноценный выпуск тоже не за горами: он перенесен с конца 2015 года на октябрь – опять же подстегивает кризис. А теперь представьте, что скажут английские профсоюзы, если Nissan не просто перенесет производство из Англии в Россию (что уже плохо для них), но еще и завалит английский рынок питерскими «Кашкаями».

Вообще дальнее зарубежье – понятие нечеткое. Если говорить о крупных и привлекательных странах (Китай, США, Европа), то все ключевые концерны представлены на них, а рынки близки к насыщению. Поэтому поставки туда продукции из России неизбежно приведут к конфликту интересов внутри самих корпораций. Если вопрос в каких-то случаях и можно решить положительно, это потребует ювелирного подхода.

С другой стороны, корпорации могут обратить внимание на менее требовательные рынки третьих стран, где их присутствие не так велико, а традиционные европейские ценности (например, экологическая паранойя) не являются приоритетом.

Политическая причина

Российские автозаводы пока ведут речь об ограниченных объемах экспорта на уровне 10% от общего выпуска, что по нынешним временам эквивалентно нескольким тысячам машин. Для крупных рынков это статистическая погрешность, которую можно не заметить.

При полной загрузке российский автопром способен уже в ближайшее время выпустить порядка 1,5 млн дополнительных автомобилей для экспорта, а такой объем превратит страну в опасного конкурента для других стран-производителей.

Между тем, если вдруг российская сборка в самом деле окажется по каким-то причинам выгодной и концерны перестанут воспринимать экспорт как экстренную меру, лавочку могут прикрыть западные политиканы в пылу санкционной войны. Наращивание экспорта автомобилей может стать для России своеобразной золотой жилой, тем более помимо локализованных иномарок на подходе несколько современных «чисто российских» автомобилей, вроде Lada Vesta.

Прецеденты

И все же будем надеяться, что кризис зародит новый тренд в российском автопроме. В принципе, поставки автомобилей из «неожиданных» стран случались: скажем, VW, Ford, Chevrolet пытались везти к нам автомобили бразильского производства, а Honda одно время поставляла китайские «Джазы».

Китай – крупный производитель, но «слабый» экспортер автомобилей. Причина имеет политическую подоплеку: так, автопром Китая состоит в основном из совместных предприятий между китайскими компаниями и мировыми концернами. Из иностранцев наиболее влиятельны VW и GM. Однако СП не имеют права поставлять свою продукцию на внешние рынки – требование было инициировано самими европейцами, чтобы не утопить в «чайнакарах» собственные рынки. Китай может свободно экспортировать лишь продукцию местных производителей, но она пока не пользуется шквальным спросом.

Новый пикап Toyota Hilux собирается в Таиланде

Примером успешного экспортера можно считать Таиланд: большая часть пикапов для российского и европейского рынков сделана именно там. Успех Таиланда – второго по величине производителя легких грузовичков в мире – обусловлен прежде всего популярностью таких машин на внутреннем рынке и низкой себестоимостью производства (климат, наличие портов). Если пофантазировать, Россия могла бы стать мировым центром по производству лоукостеров, вроде тех же автомобилей на платформе B0 или дешевых внедорожников.

Фото: Фото автора и производителей

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
78
ТОП 5
Мнение
Китайцы разрешают бензин АИ-92 для турбомоторов. Наш журналист считает это опасным популизмом
Анонимное мнение
Мнение
«Тупые никчемные мамаши»: как врачам сдерживать хамство, и что говорит по этому поводу медик, возмутившая всю страну
Анонимное мнение
Мнение
«Дано» и решение. Рассуждаем о том, как женщины в колясках рожают и воспитывают детей
Ирина Бабичева
Специальный корреспондент 161.RU
Мнение
«Украла у меня 107 часов»: как корреспондент чуть не утонул в игре Baldur’s Gate 3
Кирилл Митин
Корреспондент
Мнение
За прогрев машины во дворе появился штраф. И это правильно, считает наш автожурналист
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления