Купить машину в кредит теперь стало гораздо сложнее. Высокие кредитные ставки отпугивают покупателей. С начала года количество автокредитов упало более чем вдвое.
Падение отечественного авторынка по итогам апреля составило более 50%. Машины стали покупать реже не только из-за увеличившейся их стоимости, но и из-за уменьшения числа покупателей, желающих приобрести машину в кредит. Согласно данным аналитического агентства «Автостат», за первый квартал доля автокредитов сократилось вдвое. В январе-марте 2015 года выдано 50 300 автокредитов против 194 100 годом ранее, сообщили «Национальное бюро кредитных историй» (НБКИ) и «Автостат». Падение продаж кредитных авто составило 74%.
По мнению гендиректора НБКИ Александра Викулина, сегмент автокредитования пострадал из-за нестабильной экономической ситуации в стране. После обвала котировок рубля и повышения ключевой ставки ЦБ в конце прошлого года стоимость кредитов выросла в среднем с 17-18 до 22-23% и держится на текущих уровнях до сих пор. Высокая кредитная ставка очень сильно отпугивает кредитных покупателей.
Однако для поддержки автомобильной отросли и сегмента автокредитования правительством Российской Федерации с 1 апреля была запущена программа льготного атокредитования. По ней ставка не должна превышать 15%, а по итогам первой недели она и вовсе составляла в среднем 12,3%. Минпромторг планирует сообщить в четверг, сколько уже выдано кредитов по программе. По мнению аналитиков, программа позволит немного оживить ситуацию на рынке, а банки должны активно включиться в автокредитование.
Мало того, что в стране стали меньше брать кредитов, так по уже имеющимся займам автовладельцы перестали платить. Национальная служба взыскания (НСВ) сообщила о росте в первом квартале просроченной задолженности по автокредитам. По итогам первого квартала объем плохих долгов вырос на 25% и достиг 56 млрд рублей. Доля просрочки в автокредитовании за период составила 4,5%. При этом аналитики рассчитывают, что по мере снижения ЦБ ключевой ставки выдачи новых автокредитов будут расти. При условии сохранения существующих тенденций к концу года прогнозируется увеличение доли просроченной задолженности в этом сегменте до 5,3-5,5%.
При этом, несмотря на падение продаж, автопроизводители не планируют снижать цены. Многие из них ввезли больше автомобилей, чем смогли продать. Так, согласно данным «Автостата», в январе-марте Toyota продала 16,7 тыс. автомобилей (минус 51,6%) – на 3,3 тыс. меньше, чем завезла. Такая же ситуация у Lexus – ввезено 7,2 тыс. машин (плюс 63,2%), продано – 2,9 тыс. штук (минус 11,8%). Audi продала на 1,7 тыс. автомобилей меньше, чем импортировала (плюс 0,7%) – 4,4 тыс. штук (минус 43,7%). Land Rover завезла 3,6 тыс. внедорожников (минус 40,1%), а продала – 2,5 тыс. (минус 52%).
По мнению большинства автодилеров, апрель был абсолютно мертвым месяцем для продаж. Даже несмотря на возобновление льготной программы автокредитования, покупатели не спешат в автосалоны. Желающие купить автомобиль ждут снижения цен и существенных скидок на волне укрепления курса рубля. Однако если сейчас автопроизводители снижают цены, то скидка, в основном, не слишком значительна.