Китайская компания Chery и корейская Hyundai проявляют интерес к Таганрогскому автомобильному заводу. Сейчас предприятие оценивается в 9 миллиардов рублей, но продать его за такую сумму не удастся.
В настоящее время идет оценка профильных активов завода. Примерная сумма этих активов составит 9 миллиардов рублей, как заявил на встрече с журналистами заместитель губернатора Ростовской области Александр Гребенщиков. «По такой цене его вряд ли купят. Думаю, купят за 4,5-6 миллиардов рублей»,— заявил Александр Гребенщиков. Сейчас долги Таганрогского автозавода приближаются к 30 миллиардам. При этом предприятие задолжало сразу нескольким кредитным организациям – ВТБ, Сбербанку, Газпромбанку, Росбанку и Абсолют Банку.
По словам Александра Гребенщикова, сейчас со Сбербанком ведут переговоры две компании, которые хотят стать владельцами ТагАЗа – это Hyundai и Chery. Замгубернатора сообщил, что для бренда Hyundai завод интересен в первую очередь в качестве площадки для сборки малотоннажных грузовиков, а вот Chery желает собирать в Таганроге легковые автомобили. Представители последней уже даже приезжали на завод и проводили технический аудит, по результатам которого сделали вывод, что на нем можно быстро возобновить производство.
Ранее автомобили обеих марок собирали на ТагАЗе, но и та, и другая марка покинули завод. Сейчас у Hyundai есть свой собственный завод в России, он располагается в Санкт-Петербурге. Собственная площадка Derways в Карачаево-Черкессии есть и у Chery, но ее мощность всего 30 000 автомобилей в год, а мощность ТагАЗа в пять раз больше, поэтому китайцы проявляют острую заинтересованность к предприятием.
Дела ТагАЗа шли в гору, пока не случился кризис 2008 года. Тогда производство машин сократилось втрое, а для того, чтобы закрепить успех на российском рынке, компании Hyundai требовалось выпускать больше автомобилей. Корейцы решили строить свой собственный завод в Санкт-Петербурге, теперь же они снова проявляют интерес к ТагАЗу. Потеря бренда Hyundai стала для завода серьезным потрясением, после которого ТагАЗ не может оправиться до сих пор. При этом Александр Гребенщиков заявил, что у компании Chery больше шансов заполучить ТагАЗ, однако переговоры идут сложные. Более того, китайцы просят поддержки областного правительства и подписания соглашения о промышленной сборке. По заявлению замгубернатора у Минпромторга есть позиция – не включать в соглашение о промсборке китайские компании, потому что это даст им конкурентные преимущества перед другими производителями. В 2009 году китайцы активно прорывались на российский рынок и, несмотря на серьезные проблемы у ТагАЗа, все же начали поставлять на завод первые машинокомплекты. В Таганроге стали собирать первые кроссоверы Tiggo, затем и два седана Chery Amulet и A5.
Пять лет назад по условиям контракта с китайцами ТагАЗ получил 6000 машинокомплектов, из которых и должны были собираться машины. Также в контракте было прописано, что ТагАЗ должен был отгружать собранные автомобили дилерам Chery. За сборку машин завод получал фиксированную плату от китайцев, но руководство ТагАЗа решило немного схитрить. Завод отгрузил первую партию из 250 автомобилей, а дальше начал продавать автомобили под собственными шильдиками Tagaz через собственную дилерскую сеть. Получился грандиозный скандал, и тогда китайцы разорвали все отношения с таганрогскими партнерами.