Российские автовладельцы перестали платить по своим кредитным обязательствам – такие данные приводит Объединенное кредитное бюро. Только за май просроченная задолженность по кредитам возросла на 14%.
Граждане нашей страны стали охотнее покупать в кредит не новые, а подержанные автомобили, при этом платить по своим кредитным обязательствам они стали гораздо реже. Такие данные приводит коллекторское агентство «Секвойя Кредит Консолидейшен». Согласно исследованию коллекторской организации, рост востребованности кредитов на подержанные автомобили вполне объясним: многие россияне стали отдавать себе отчет в том, что выезжая из ворот автосалона, машина тут же теряет в цене 15-40% в зависимости от марки и модели, и, чем дороже авто, тем больше потери в относительном выражении. Поэтому покупка 2-3-летнего авто (как правило, иностранного производства) в хорошем состоянии в кредит является для многих оптимальным вариантом: сумма заемных средств меньше, ежемесячный платеж в разы отличается от выплат за новый, срок кредита в среднем три года против пяти лет на автомобиль с «нулевым» пробегом.
При этом россияне предпочитают подержанные автомобили премиум-марок. Как показывает статистика, наиболее часто на вторичном рынке покупают именно в кредит автомобили иностранного производства стоимостью выше 600 тысяч рублей: Volkswagen Passat, Mercedes-Benz С-класса, BMW X5, Toyota Camry. Стоит заметить, что цена новых машин данного класса варьируется от одного до четырех миллионов рублей.
Нельзя также не учитывать и менталитет существенной части россиян, для которых статусная машина, пусть даже и не новая, является одним из предметов жизненной необходимости, а позволить себе новую у них не хватает материальных средств, а банки не рискуют, особенно сейчас, кредитовать таких заемщиков на большие суммы, превышающие один млн рублей. Для большинства россиян приоритетом является приобретение дорогого автомобиля в кредит, при том, что зачастую многие не могут содержать подобное приобретение.
Рост просроченной задолженности в сегменте автокредитования обусловлен тем, что на фоне снижения темпов роста рынка кредитования (28,5% в 2013 году против роста в 40,4% по итогам 2012 года) происходит вызревание просроченной задолженности по кредитам, выданным в 2012 – начале 2013 года, когда банки вели менее жесткую политику выдачи кредитов.
На сегодня доля просрочки в данном сегменте составляет 2,9% (в прошлом году – 2,7%). Напомним, что по новым ТС на долю задолженности приходится 4%. Увеличение просроченной задолженности связано с рядом макроэкномических факторов: ухудшение финансового положения населения в 2014 году (доходы населения выросли всего на 3,3% при росте инфляции более 7%), ростом безработицы (5,2% против 4,9% в 2012 году).
Населению стало сложнее соблюдать платежную дисциплину на фоне роста обшей закредитованности (средний показатель по стране составляет 1,3-1,4 кредита на должника, максимальный – 17 просроченных кредитов разным банкам).
«Рост просроченной задолженности в сегменте автокредитования обусловлен тем, что на фоне снижения темпов роста рынка кредитования (28,5% в 2013 году против роста в 40,4% по итогам 2012 года) происходит вызревание просроченной задолженности по кредитам, выданным в 2012 – начале 2013 года, когда банки вели менее жесткую политику выдачи кредитов. Сейчас многие банки изменили стратегию выдачи и качество портфеля «молодых кредитов» заметно улучшилось. Такие изменения дают возможность коллекторам работать не только на взыскание денежных средств, но и увеличивают вероятность взыскания большей суммы за счет реализации транспортного средства, что особенно актуально, когда речь идет уже далеко не о новом автомобиле», – говорит глава «Секвойя Кредит Консолидейшн» Елена Докучаева.