Более половины автомобилистов в стране не доверяют официальным дилерам, считая, что цены в фирменном сервисе техобслуживания слишком завышены. При этом чем дешевле автомобиль, тем выше уровень недоверия.
Аналитического агентство «Автостат» опросило 1,6 тысячи автовладельцев и пришло к выводу, что больше половины респондентов не хотят обслуживать свою машину в официальном сервисном центре. «Согласно проведенному исследованию, 53% российских автовладельцев не доверяют работе сервисного центра официального дилера. При этом владельцы иномарок премиум-сегмента и массовых брендов относятся к работе дилера более лояльно: 67,8% владельцев премиальных брендов и 46,5% владельцев массовых иномарок полностью доверяют работе сервиса. Среди владельцев российских и китайских авто наблюдается иная картина: всего 36,5 % и 34,7% владельцев соответствующих марок доверяют работе сервисного центра дилера», – сообщила представительница агентства «Автостат» Татьяна Малыгина.
Во время опроса специалисты выяснили и причины недоверия автомобилистов к официальным дилерам. Так, в числе самых популярных причин недоверия – навязывание сервисными центрами дополнительных услуг, в которых автомобилист не нуждается. Большое количество опрошенных считают, что сотрудники фирменных сервисных центров недостаточно компетентны. Кроме того, автомобилисты боятся, что при проведении сервисного обслуживания будут использованы расходные материалы сомнительного качества. Перспектива остаться без автомобиля на длительное время – еще одна причина опасения поездки в официальный сервисный центр. Есть и такие, кто считают, что за время прибывания в сервисном центре, его сотрудники заменят качественные детали на аналогичные, но более дешевые.
Но есть и те, кто доверяют официальным дилерам. В первую очередь, это владельцы более дорогих автомобилей. Наибольшую степень доверия работе сервисных центров демонстрируют владельцы автомобилей Mercedes-Benz, Volvo и Audi (не менее 70% респондентов в целом доверяют своему сервисному центру). Наименьшие показатели доверия оказались у владельцев марок Daewoo, Lifan и Ssang Yong (21%, 25% и 27% владельцев соответственно).
С другой стороны сами дилеры очень часто грешат некачественным обслуживанием, что только увеличивает уровень недоверия у клиентов. По данным Еврокомиссии, стоимость сервисного и гарантийного обслуживания у авторизованных сервисных центров дороже, чем у независимых. У многих дилеров цены завышены на 30%, а некоторые автосалоны, прикрываясь официальным дилерством, завышают цены на сервисное обслуживание почти вдвое. Федеральная антимонопольная служба РФ уже пыталась предложить дилерам кодекс поведения, но успехом эта инициатива не увенчалась. Кроме того, антимонопольное ведомство уже несколько раз выявляла целый ряд нарушений законодательства в отношениях между автодистрибьюторами, дилерскими и сервисными центрами. Регулятор изучал даже возможность возбуждения дел против дистрибьюторов и дилеров автомобилей марок Skoda, Hyundai, KIA, Ford, Land Rover и Jaguar, а также запасных частей к автомобилям Audi, Skoda, Volkswagen.