У автомобилистов новый тренд – палить друг в друга из травматического оружия. Вот подборка ссылок на статьи региональных сайтов, где в первом акте появляется пистолет, во втором он стреляет, а в остальных стороны рядятся, кто кого провоцировал: Тюмень, Волгоград, Уфа, Екатеринбург, Челябинск, Ростов, Самара, Москва.
Больше всего шокировал случай в Волгограде: водитель Chevrolet Niva не пропустил людей на переходе, случилась перебранка. На помощь пешеходам подтянулись очевидцы, возможно, знакомые. Пассажир «Нивы», 21-летний парень, открыл стрельбу из травматического пистолета. В запале он продолжал палить, даже когда пешеходы удирали, и двоих серьезно ранил. Пострадавших доставили в больницу. Один из них оказался в состоянии комы, а на следующий день умер.
Можете не читать все статьи. Они повторяют друг друга, словно их писал «литературный негр» – конфликт, обострение, стрельба, попытки скрыться, задержание, апелляции к самообороне. И в этой кальке сценариев кроется определенный смысл – травматический пистолет программирует стереотипный конфликт. Стрелки полагают, что их ситуация в чем-то уникальна, наступая на одни и те же грабли. Почитай они судебную практику, может быть, не стали бы так горячиться.
Начинается все с мелочей: битва за парковку или дискуссия о трактовке ПДД. Ни одного случая, где травматический пистолет осадил бы угонщика. Ни одного случая реальной самообороны, когда противник нападает с ножом или револьвером. Ни одного случая, вызывающего сочувствие к стрелкам.
К травматическим пистолетам у меня двоякое отношение. В пограничной ситуации, когда речь о жизни и смерти, когда оппонент – отморозок, травматика может спасти жизнь, пусть и ценой длительных разбирательств. Но в реальности самый распространенный финал «сказки о травмате» – одна из сторон в больнице (морге), вторая – на нарах. Я почти уверен, что при отсутствии травматики многие конфликты протекали бы с меньшим количеством осложнений для обеих сторон. Потому что травматика – подлейший провокатор, и дилетант скорее наломает дров, чем защитит свою жизнь.
Травматика – как спортбайк. Достать несложно. Сила огромна. Имидж ковбойский. Ответственность кажется эфемерной.
Травматику хочется попробовать, ведь она создает ощущение тотального превосходства над окружающими, а подобные гипотезы просто жаждут экспериментального подтверждения. Купив новый телевизор, торопишься поскорее оценить качество Full-HD. Новым смартфоном приятно удивить друзей. У новой машины – проверить максималку. Травматика в этом смысле ничем не отличается.
На это наслаивается наше законодательство, которое неохотно признает случаи самообороны, даже если имело место хулиганское нападение. При этом найти водителя-стрелка несложно – свидетелей у таких происшествий уйма.
С учетом обстоятельств, я бы предпочел запрет на травматическое оружие, ибо пользы от него меньше, чем бед. Спекулятивное суждение, но я основываюсь на личном анализе новостей – не помню, честно говоря, случая, когда наличие травматики пошло бы кому-то на пользу.
Другой вариант – снизить убойную силу. Травматический пистолет, особенно в ближнем бою, часто оказывается смертельным оружием: достаточно прострелить жизненно важную артерию, попасть в глаз, висок или горло, чтобы оппонент увидел свет в конце тоннеля. Грамотное использование требует не только знания правовых основ, но и твердой руки, выдержки, а в конечном счете – регулярной практики с оружием.
Третий вариант – не запрещать, не уменьшать убойную силу, но выдавать травматику только после изнурительных курсов, где неделя за неделей будущего владельца не только натаскивают по матчасти, но и обрисовываются перспективы неудачного применения с живыми и мертвыми примерами. Бонусом – поход в колонию, где сидят его неразборчивые предшественники. Тогда есть надежда, что оружие будет применяться в действительно отчаянных случаях, а не ради навязывания своего понимания ПДД очередному «оленю».
Конечно, дело не только в травматике. Нанести увечья можно и кулаками, а убить – битой. Тем не менее, другие средства самообороны не так соблазнительны, как холодная, уверенная рукоять почти настоящего пистолета. А уж официальное разрешение на травмат в понимании некоторых – это почти лицензия на убийство.