Водители и владельцы неисправных транспортных средств, по вине которых произошло смертельное ДТП, должны нести уголовную ответственность. С такой инициативой выступил замглавы экономического комитета Совета Федерации Сергей Шатиров. Предложение последовало после крупной субботней аварии под Подольском, где груженный щебнем КАМАЗ протаранил пассажирский автобус, разорвав его на две части. В аварии погибли 18 человек, в том числе ребенок. Со слов Шатирова, у грузовика отказала тормозная система.
«Мы видим, что ДПС машет палочкой до бесконечности, но правила как нарушали, так и нарушают. Необходимо ужесточать ответственность за серьезные нарушения», – заявил Шатиров.
Подобная инициатива оправдана статистикой, согласно которой в 2012 году было зафиксировано резкое увеличение аварийности по причине неисправности автотранспортных средств, большую часть которых уже нужно утилизировать. По информации Госавтоинспекции МВД России, в сравнении с 2011 годом число подобных аварий возросло на 21,6% и составило 1028 ДТП, в которых 282 человека погибли и 1465 были ранены.
Также известны случаи, когда причиной аварии становился заводской дефект автомобиля. Так, в 2007–2008 годах из-за дефекта электроусилителя рулевого управления в аварии попадали владельцы новых Lada Kalina.
Список неисправностей, влияющих на безопасность движения, приведен в ПДД. Согласно перечню технических неисправностей, эксплуатация транспортных средств запрещается при неисправности тормозной системы, рулевого управления, внешних световых приборов, стеклоочистителей и стеклоомывателей ветрового стекла, колес и шин, двигателя и прочих элементов конструкций.
«Чтобы доказать техническую неисправность автомобиля, нужно провести экспертизу, – рассказали в пресс-службе ГИБДД. – Такие экспертизы назначаются следователями в случаях смертельных ДТП. Поскольку технический осмотр сейчас не проходит, определить перечень технических неисправностей, которые чаще всего становятся причинами аварий, сложно. Единственная неисправность, которую мы можем самостоятельно определить, – это тонировка».
С некоторыми неисправностями запрещено даже дальнейшее движение. Разница между эксплуатацией и дальнейшим движением в том, что в первом случае вы имеете право доехать своим ходом к месту ремонта или стоянки с соблюдением необходимых мер предосторожности, а во втором любое дальнейшее движение запрещено.
Так, если в пути у вас перегорела лампочка в фаре или вышел из строя стояночный тормоз – вы можете ехать к месту стоянки или ремонта, однако последующая эксплуатация машины разрешается только после устранения неисправностей. А если у вас отказали тормоза (к примеру, педаль «проваливается») или рулевое управление, или во время дождя или снегопада не работает стеклоочиститель с водительской стороны – дальнейшее движение запрещено. Можно устранить неисправность на месте либо (в случае со стеклоочистителями) дожидаться окончания осадков или отбуксировать машину к месту ремонта или стоянки. Ещё один вариант – воспользоваться услугами эвакуатора.
Фото: Фото Катерины ПУСТЫННИКОВОЙ