По статистике большая часть ДТП на наших дорогах происходит по вине малоопытных водителей. Новички, как правило, переоценивают свои силы и попадают в аварии. Оградить общество от молодых автомобилистов хотят уже на законодательном уровне.
Общественный совет при МВД РФ внес предложение о сокращении прав для молодых водителей. В рамках планируемых дополнений в закон о реформе системы подготовки водителей новичкам-водителям хотят ограничить скоростной режим, количество перевозимых пассажиров, а также возможность передвигаться в ночное время.
Планируемые изменения хотят внести из-за возросшего количества ДТП по информации ГИБДД об аварийности. В 2012 году по вине начинающих водителей (со стажем менее трех лет) в стране произошло 28 тысяч аварий, что на 11% больше, чем годом ранее. Чаще всего в аварии попадают водители со стажем менее двух лет в возрасте от 18 до 20 лет.
Законопроект об ограничении в правах молодых водителей сейчас готовится к рассмотрению в Госдуме. В тексте законопроекта содержатся нововведения, которые должны снизить рост ДТП. В частности, появится категория прав М для управления мопедами и скутерами. Кроме того, исключается возможность сдавать экзамены без обучения в автошколе.
«Любые навыки, в том числе и управление автомобилем, вырабатываются годами. К сожалению, некоторые кандидаты в водители за время обучения в автошколе так и не усваивают самое главное правило: автомобиль – это источник повышенной опасности», – говорит о проблемах подготовки начинающих водителей заместитель начальника МЭО ГИБДД ГУ МВД России по Ростовской области подполковник полиции Виктор Пола.
Страховщики, в свою очередь, хотят ввести так называемые заградительные тарифы для новичков, настаивая на том, чтобы автошколы уделяли особое внимание обучению вождению именно в ночное время. «Подобные требования к водителям действуют в США и других странах: чем меньше опыта, тем соответственно опаснее водитель», – говорит заместитель руководителя департамента автострахования «Росгосстраха» Павел Бородин. Автошколы же предлагают ввести для водителей после первого года вождения второй этап обучения с последующим экзаменом. Таким образом, автомобилистов фактически хотят официально разделить на новичков и профессионалов.
Подобные ограничения были существовали в Советском союзе, но их отменили около 20 лет назад. Согласно правилам, действовавшим в СССР, начинающим водителям разрешалось ездить не быстрее 70 километров в час и перевозить не более одного пассажира. Кроме того, новичкам было запрещено садиться за руль ночью.
В случае, если введение ограничений для начинающих автомобилистов будет одобрено, водителям необходимо будет соблюдать новые требования только в течение года после получения прав.
С одной стороны, ограничить водителей в правах – инициатива хорошая, но тем не менее у данного законопроекта есть ряд противоречий. «Например, сотрудникам ГИБДД будет сложно проконтролировать водителей-новичков. Дело в том, что стаж вождения указывается только в водительском удостоверении, а для его проверки инспекторам придется останавливать машину. Согласно действующим нормам, для остановки транспортного средства инспектору нужен повод», – говорит о недостатках законопроекта адвокат ростовской коллегии адвокатов Владимир Косинков.
Законопроект также призван решить проблему допуска автошкол к процессу подготовки водителей. Сейчас на рынке большое число школ работает без лицензий. Официально их ученики обучения не проходят, а экзамены в ГИБДД сдают, пользуясь разрешенной самоподготовкой и коррупционной составляющей.
Фото: Фото с сайта Nika-media.ru