Таксистов, которые перевозят пассажиров-детей без специальных удерживающих устройств, предлагают наказывать так же, как за выезд на встречную полосу, – лишать прав на срок до полугода. Но и компанию, где трудится водитель, не оставят в стороне: юрлиц планируют штрафовать до 200 тысяч рублей.
Инициаторы аргументируют это тем, что компании вместе с наемными водителями в погоне за прибылью забывают о безопасности пассажиров, а серьезная ответственность их отрезвит.
«Многие фрахтовщики за пять лет с момента вступления в силу соответствующего требования ПДД так и не приобрели для своих легковых такси подобные удерживающие устройства. В таком случае служба заказа легкового такси или водитель должны отказаться от заключения договора фрахтования. Статистика свидетельствует об обратном: в погоне за прибылью недобросовестные фрахтовщики игнорируют требования ПДД», – цитирует авторов законопроекта РИА «Новости».
Штраф в 500 рублей, который предусмотрен Административным кодексом, – слишком мягкое наказание, когда речь идет о безопасности ребенка, считают в Госдуме. А лишение прав заставит задуматься, особенно тех, кто зарабатывает на жизнь, крутя баранку. Работодателей в свою очередь это подтолкнет к более тщательному отбору водителей.
«Не так давно мы проводили рейд по безопасности именно детских перевозок в такси. Ситуация, можно сказать, плачевная. Ни один из проверенных автомобилей не был оборудован специальным детским удерживающим устройством (типа дополнительного ремня безопасности). О детских креслах мы речи вообще не ведем, ибо под конкретного маленького пассажира нужно адекватное по размеру сиденье, – рассказывает старший инспектор УГИБДД по Ростову-на-Дону Андрей Тихонравов. – Для того, чтобы исчерпать проблему и не подвергаться штрафным санкциям таксопаркам, достаточно потратить на допоборудование 350-500 рублей».
«Клиенты при заказе такси обычно сами предупреждают, что с ними будет ребенок, – говорит директор компании «Аксай Авто-2» Елена Щербакова. – Водители проходят специальный дополнительный инструктаж по перевозке маленьких пассажиров. Какими-либо специальными устройствами автомобили серийно не оснащаются и при посадке в салон водитель предлагает сопровождающему лицу взять ребенка на руки и пристегнуть ремень безопасности. Клиенты обычно игнорируют это».
«В Кодексе об административных правонарушениях четко оговорено, что ответственность за непристегнутых пассажиров несет водитель. Если его автомобиль не оборудован детским удерживающим устройством, это на его совести, и штрафы будут выписаны на его имя. Если компания не может обеспечить автопарк такими устройствами, то они не должны принимать соответствующие заказы. Я сталкивалась с тем, что диспетчер действительно предупреждает, что у них нет удерживающих устройств, если к ним обращается клиент с ребенком», – говорит директор юридической компании «Фемида» Ольга Климонтова.
Сейчас распространена практика диспетчерских служб, которые взаимодействуют с водителями на личных автомобилях. И в этом случае сам автовладелец должен позаботиться о приобретении специального допоборудования. Пассажирам не стоит рассчитывать, что в такси будет установлено дорогое устройство. Для перевозки маленьких пассажиров часто используют и дешевые бустеры, что абсолютно законно. Это специальные подкладки для ребенка, чтобы сделать его посадку выше – они позволяют пристегивать его штатными ремнями безопасности, компенсируя недостаток роста. Разумеется, они не предназначены для самых маленьких: в основном продаются варианты для пассажиров от 3-4 лет. Водитель, который берется за заказы с детьми, вполне может потратить небольшую сумму денег, чтобы сделать эту услугу законной и безопасной.
Но что говорить о посторонних людях, когда собственные родители возят свои чада на заднем кресле без фиксации. В рубрику «Нарушение месяца» не раз попадали ролики, где малыши во время движения свободно ползают по салону, стоят на сидениях, переваливаются через спинку к родителям. Примечательно, что и взрослые в кадре едут не пристегнувшись. Не зря сейчас активно обсуждается предложение, чтобы увеличить штраф за отсутствие автокресла в размере его стоимости. Может быть, тогда родители соотнесут свои расходы на штрафы с тратами на безопасность ребенка.
«По статистике дети на штатных сиденьях, пристегнутые обычными трехточечными ремнями безопасности, получают травмы в пять раз чаще, чем те, кто совершает поездки в детских сиденьях, подобранных по росту и комплекции, – сообщают в ГИБДД. – Детские шейные позвонки еще не окрепли и при столкновении не способны удержать голову, поэтому исходом аварии является перелом позвоночника. Чтобы снизить такие травмы, детей до 12 лет нужно перевозить в автомобиле с использованием детского удерживающего устройства. Держать детей на руках тоже опасно, так как при столкновении даже на скорости около 40 км/ч ребенок весом в 5,5 кг оказывает нагрузку на руки держащего, равноценную 110 килограммам. Удержать такой вес женщине вряд ли удастся. А самых маленьких детей (малышей в возрасте до 18 месяцев) лучше всего перевозить в детском сидении, установленном сзади спинкой вперед. При столкновении обеспечивается хорошая защита затылка и спины. Кроме того, детские сиденья для детей весом 9-18 кг должны оборудоваться ремнями с пятью точками крепления. Такая схема позволяет распределить ударную нагрузку при столкновении по большей поверхности тела ребенка, чем снижается вероятность получения тяжелых травм».
С одной стороны, инициатива наказывать нерадивых перевозчиков оправдана. Водитель, нарушая, будет рисковать своим заработком, а компания – прибылью. Но в чем тогда разница с перевозкой детей в маршрутках, где уж точно автокресел не найти?
ГИБДД еще раз напоминает, что в автомобиле должны пристегиваться все пассажиры, так как в случае аварии один непристегнувшийся человек может нанести серьезные травмы остальным.
Ученые доказали, что при столкновении автомобиля с неподвижным препятствием на скорости 50 км/ч на организм взрослого человека весом 80 кг воздействует удар силой две тонны. В этом случае на ребенка приходится удар силой в 500 килограммов. Пристегнемся правильно?
Фото: Фото с сайта Liveinternet.ru