Комитет Euro NCAP в очередной раз ужесточил требования к автопроизводителям. С 2014 года всем новым автомобилям необходимо будет иметь систему экстренного торможения (AEB).
Согласно исследованиям специалистов Euro NCAP, применение системы AEB сможет уменьшить количество дорожно-транспортных происшествий на 27 процентов. Однако далеко не все компании устанавливают систему экстренного торможения на свои автомобили: 79 процентов всех продаваемых в Европейском союзе машин не обладают такой функцией. Кроме того, больше половины производителей (66%) и вовсе не предлагают AEB даже в качестве опций ни на одну свою модель.
Подобная система экстренного торможения предназначена для предотвращения аварий или снижения их последствий. Автомобиль с помощью специальных датчиков отслеживает расстояние до впереди идущий машины и, в случае опасности, система нагнетает давление в тормозной системе, что приводит к лучшей эффективности при торможении. Кроме того, система может самостоятельно остановить автомобиль в критических ситуациях.
Как правило, подобное устройство состоит из радара в передней части автомобиля, лазерного локатора и видеокамеры. Весь этот комплекс постоянно отслеживает ситуацию на дороге, чтобы при реальной опасности самостоятельно мгновенно остановить машину.
Лидером среди компаний, применяющих систему AEB, является шведский производитель премиальных автомобилей Volvo. По данным Euro NCAP, система экстренного торможения устанавливается уже в базовой комплектации на большую часть модельного ряда Volvo (58%). Немного отстает от скандинавов Infiniti – 42 процента модельного ряда оснащаются AEB. На третьем месте – Mercedes-Benz с показателем 29 процентов.
Европейская организация EuroNCAP постоянно ужесточает контроль за автомобильными компаниями, внедряя все новые пункты в перечень испытаний. Прежде всего большое внимание сейчас уделяется работе над защитой пешеходов, которую до недавнего времени часто считали не особенно важной и оставляли без внимания.
Помимо усиленного контроля за безопасностью пассажиров, не менее пристального внимания удостоился и еще один аспект. Теперь серия краш-тестов включает в себя и дополнительное испытание автомобилей при ударе сзади. Так называемые хлыстовые травмы шеи и позвоночника довольно часто становятся следствием не особо серьезных на первый взгляд аварий. Тут главную роль играет не только расположение подголовников, но и их конструкция.
Отметим, что в 2011 году по итогам независимых испытаний европейской организации EuroNCAP самыми безопасными автомобилями стали:
Компактный кроссовер – Audi Q3;
Супермини – Chevrolet Aveo;
Семейный компакт – Ford Focus;
Компакт-минивэн – Mercedes B-Class;
Полноразмерный семейный – Volvo V60.
Что касается 2012 года, то на одной из последних испытательных сессий с лучшей стороны проявили себя BMW 3-й серии, хэтчбеки Hyundai i30 и Peugeot 208, а также кроссовер Mazda CX-5, причем баварский седан был оснащен системой AEB.
Премиальный седан от BMW набрал практически максимальное количество баллов за защиту взрослых пассажиров. Единственное, к чему возникли некоторые претензии – защита коленей и бедер водителя. Эксперты отметили, что после краш-теста салон автомобиля практически не деформировался. Кроме того, у BMW сиденья и подголовники снижают риск хлыстовой травмы при ударе сзади.
Пять звезд получил и пятидверный хэтчбек Hyundai i30. Салон автомобиля практически не подвергся деформации. При фронтальном и боковом ударах уровень защиты взрослых пассажиров был хорошим, но при ударе о столб угрозе подвергаются грудные клетки взрослых пассажиров. Уровень защиты от хлыстовых травм здесь на таком же высоком уровне, что и у BMW.
Что касается нового японского кроссовера, то он также удостоился высшей оценки в краш-тестах, обеспечив максимальный уровень безопасности при боковом ударе и ударе об столб. Однако при фронтальном ударе в полностью в безопасности себя может чувствовать только передний пассажир – баллы СХ-5 были снижены за риск получения водителем травм голени и грудной клетки.
Самый маленький испытуемый – французский компакт Peugeot 208 тоже удостоился пяти звезд, хотя с массой оговорок. Салон обеспечивает хорошую защиту передних пассажиров, однако при боковом ударе и ударе об столб могут пострадать грудные клетки и голени как водителя, так и пассажира. Кроме того, в Peugeot вероятен риск получения хлыстовых травм при ударе сзади. Высоко оценили и безопасность детей. Однако при фронтальном ударе эксперты отметили достаточно резкое движение вперед головы манекена, имитирующего трехлетнего ребенка. Нареканий при боковом столкновении к защите детей нет.
Российский автопром вообще далек от требований европейского комитета, у нас наличие ABS и подушки безопасности водителя – уже прогресс. Между тем по уровню штрафов и налогов мы стремительно приближаемся к еврозоне, при этом забывая, какой хлам у нас заполонил дороги. По информации ГИБДД львиная доля летальных случаев в ДТП происходят на автомобилях, где напрочь отсутствуют современные системы безопасности. Как активные, так и пассивные. Европа борется за жизни на дорогах, чем ответит Россия?
Пока ошалевшие депутаты предлагают смягчить наказание за выезд на встречную полосу. Поспособствует ли это улучшению дорожной ситуации на трассах? Думаем, вряд ли!
Фото: Фото сайта Кick-down.ru