Российские власти предлагают увеличить размер дополнительного акциза на топливо, отчисляемого в федеральный и региональные дорожные фонды, с трех до 7-8 рублей. По замыслу чиновников, это мера поможет привести в порядок дороги в стране.
Согласно графику роста акцизов, принятому Госдумой, акциз на бензин «Евро-2» летом вырастет на 35 копеек с литра, в 2013 году – еще на 1,4 рубля и в результате составит 10 100 рублей с тонны. Акциз на «Евро-3» в ближайшие месяцы вырастет на 35 копеек, в 2013 году – еще на 1,35 рубля с каждого литра. Акциз на дизельное топливо, соответственно, на 20 и на 40 копеек.
«Мы за то, чтобы акцизы на горюче-смазочные материалы были не три рубля на содержание дорог, а 7-8 рублей, как на Украине», – рассказал на научно-практической конференции Росавтодора глава комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев.
По его словам, органам власти нужно «подготовить системный подход» в распределении средств на дороги, и «чтобы результат был не на 10-15 км трассы, а на всем ее протяжении».
«Мы, Комитет по транспорту, и автомобилисты поддерживаем плату за проезд, но давайте подумаем так, чтобы она не стала бременем, а стала действительно рычагом сбора денежных средств на дороги, которые будут соответствовать всем требованиям – чтобы скоростной режим на трассах был не 15 км/ч, как в улично-дорожной сети в городе», – призывает Москвичев.
Министерство транспорта поддерживать инициативу пока не торопится.
В начале текущего года сообщалось, что повышение акцизов на топливо приведет к пополнению дорожных фондов на 4 млрд рублей. В сумме с транспортным налогом регионы получат 93-94 млрд рублей. Как заявил премьер-министр Владимир Путин, эти деньги пойдут на формирование дорожных фондов, а те, в свою очередь, будут расходоваться на строительство и ремонт дорог.
В 2012 году на дорожное хозяйство в Ростовской области выделено $10 млрд рублей В 2013 году эту сумма должна вырасти до 13,5 млрд рублей, а к 2014 году составить 15,2 млрд рублей.
«Глядя на состояние дорожного покрытия в городе сегодня, хочется задать вопрос, а что уходили деньги дорожного фонда раньше. Пусть сначала вложат имеющиеся деньги в улучшение качества дорог, а потом говорят о повышении акцизов. Таким образом водители будут знать, за что они платят деньги. А пока желание властей повысить акцизы, чтобы отремонтировать дороги звучит как издевательство над водителем», – считает ростовский автолюбитель Ильдар Катаев.
Как рост акцизов отразится на цене бензина?
«По сравнению с 2011-м годом до конца текущего года акцизы в среднем вырастут на 28%, а в 2013 году они будут вдвое выше, текущих», – резюмирует исполнительный директор ООО «Ирбис» Александр Минко.
Все это вкупе с конъюнктурой рынка нефтепродуктов неминуемо приведет к существенному росту стоимости топлива.
До марта цены на бензин сдерживались искусственно, поэтому в ближайшие месяцы может произойти резкий скачок 20-30% до 36-38 рублей за литр, считает аналитик ИФД «Капитал» Виталий Крюков.
Вопреки расхожему мнению о ненасытности нефтяных компаний, производители топлива забирают себе лишь 15% стоимости каждого литра. Государство же забирает 60% стоимости в виде всевозможных акцизов и сборов.
Из чего формируется стоимость бензина?
Доля производителей:
себестоимость добычи нефти – 6,6%;
расходы на транспортировку и маркетинг – 16,8%;
прибыль нефтяных компаний – 10,1%;
прибыль АЗС – 6,2%.
Доля государства:
налог на добычу полезных ископаемых – 26,4%;
акциз – 11,9%;
НДС – 15,4%;
налог на прибыль – 5,3%.