«Чему тебя в автошколе учили», – выпучив глаза кричит пассажир, нервно ерзая на переднем сиденье рядом с водителем. Картина до боли знакомая. О том, что уровень подготовки водителей в автошколах оставляет желать лучшего, не говорит только ленивый.
На днях с печальной статистикой выступило ведомство, которое, собственно, и призвано оценивать уровень подготовки водителя. По данным ГИБДД Ростовской области, в каждом десятом ДТП в регионе виноваты участники дорожного движения со стажем вождения менее года. Из 6376 дорожных инцидентов, зарегистрированных в минувшем году, «чайники» виноваты в 632-х. В январе 2012 года начинающие водители допустили 13 аварий.
В ушедшем году чаще всего попадали в ДТП выпускники ростовского НОУ НПО «ЦПВ МИКА» (16 ДТП). На втором месте НОУ НПО «Автошкола ВОА» из Волгодонска (10 ДТП). Замыкает первую тройку НОУ НПО «АВТОШКОЛА ВОА» г. Азов (9 ДТП). В этих и других автошколах области сотрудники ГИБДД совместно с прокуратурой и Ростобрнадзором намерены провести проверки. Правда, с тем, что водителей в Ростовской области готовят недостаточно хорошо, согласны и в самих автошколах, и в регулирующих органах.
В настоящее время в Ростовской области 226 образовательных учреждений реализуют программы подготовки водителей транспортных средств. Из них в 2011 году было создано 21 образовательное учреждение. В течение последних трех лет количество учреждений, осуществляющих подготовку водителей, увеличилось более чем на 20%.
«В вопросе обучения водителя очень много зависит от индивидуальных качеств обучаемого. Кому-то хватает и 20 уроков, а другому и 150 занятий будет мало, – подчеркивает директор филиала УЦ «Развитие» Тарас Пастухов. – Я считаю, что обязательно нужно увеличить обязательный норматив вождения хотя бы до 100 часов. Сегодняшних 50 часов недостаточно. Также я бы порекомендовал ввести возрастной ценз. Иногда приходят учиться 70-летние женщины, а это 100% авария».
«Чтобы уровень подготовки водителей соответствовал нормам, нужна прозрачная система контроля как стадии лицензирования автошкол, так и в формате последующего контроля за соблюдением лицензионных условий и нормативов. Ростобрнадзором был разработан проект методических рекомендаций по материально-техническому и кадровому обеспечению автошкол, который был направлен в порядке законодательной инициативы в Министерство образования и науки РФ, Министерство внутренних дел РФ и Министерство транспорта РФ», – пояснила руководитель Ростобрнадзора Надежда Толстик.
Валить всю вину на автошколы неправильно, уверены некоторые участники системы подготовки водителей. По их мнению, ГИБДД, которая сегодня грозит центрам подготовки водителей проверками, также вносит свою лепту в появление на донских дорогах «чайников».
«При сдаче экзаменов в ГИБДД нужно больше внимания уделять именно городскому циклу. Площадку они изучают, а вот в городе не ездят», – считает Тарас Пастухов.
«Я сдавала на права три года назад, ночами зубрила правила, решала билеты, брала дополнительные уроки вождения, – вспоминает водитель с трехлетним стажем Ольга К. – Перед экзаменом жутко волновалась, но родственники в органах заверили, что все будет нормально. Экзамен по вождению проходил следующим образом: я села за руль, рядом сидел инструктор, а на заднем сиденье еще три девочки. Включила поворот, тронулась, проехала 100 метров по Доватора. Инструктор объявил, что все сидящие в машине сдали экзамен. В тот же вечер получила права. Потом еще два месяца занималась с инструктором по 600 рублей за сеанс», – рассказала она.
«Я не утверждаю, что обучение в автошколах идеально, но выдавать или не выдавать права, решает как раз ГИБДД. Пусть сначала МРЭО свое проверят, где, чтобы сдать экзамены, можно не знать ПДД и даже не разу не сидеть за рулем», – негодует попросивший не называть его имя инструктор «ЦПВ МИКА».
Обучаться прилежно или покупать права, каждый будущий водитель выбирает сам. В конце концов, садясь за руль, он принимает на себя ответственность за жизнь и здоровье себя и других участников движения. Эксперты уверены, что только время и практика смогут превратить «чайника» в аса.
«Так или иначе, даже при очень высоком уровне подготовки в автошколе сразу после получения прав выпускник не может считать себя полноценным водителем. Это распространенная ошибка, – резюмирует директор НОУ Автошкола «Приоритет» Армен Мосикян. – Уверенность на дорогах приходит только с опытом. В среднем требуется порядка двух лет, чтобы водитель мог смело убрать приставку «начинающий».