Беспрецедентные акции, ограниченные предложения и скидки, скидки, скидки. Сегодня, когда ведущие западные автоконцерны строят в России заводы, а в крупных городах по два-три конкурирующих дилера одной и той же марки, кажется, что новый автомобиль иностранного производства доступнее, чем когда-либо.
Не спешите с выводами. Не нужно быть гением бизнеса или автомобильным гуру, чтобы понимать, что лучший способ сэкономить на покупке – минимизировать количество посредников. Это только кажется, что практика «гонять» машины из-за границы отмерла. Да и в конце концов, какая Белоруссия заграница? После упразднения таможни между странами Единого таможенного союза из братской республики в Россию потянулись автовозы с мерседесами и BMW, купленными в Германии или Польше. Примечательно, что от незамысловатой схемы в выигрыше оставались все три стороны: немцы, выгодно сбывшие подержанные машины, белорусы, выгодно перепродавшие их россиянам, и сами россияне, купившие хорошие экземпляры европейского, японского и американского автопрома заметно дешевле, чем это можно было сделать на родине. Однако радость длилась недолго. После нескольких поправок в закон, ПТС на такие машины стало получить невозможно. Бизнес пошел на спад. Теперь в Беларусь не ездят перекупщики. Но стоит ли ездить в соседнюю республику покупателям новых авто, желающим прилично сэкономить? И не будет ли проблем при постановке на учет такой машины в России?
В чем выгода?
Прежде чем паковать чемоданы, оценим, стоит ли овчинка выделки. Первый и главный аргумент в пользу поездки в Беларусь – это, конечно, цена. Достаточно сравнить ценники у российских и белорусских дилеров, чтобы вопросы опали сами собой.
К примеру, возьмем BMW X3 xDrive 35i. В Минске – порядка 1,97 млн рублей за машину в базовой комплектации. В Ростове – около 2,3 млн рублей. Чистая разница – более 200 тыс. рублей. И это притом, что российские дилеры продают автомобили калининградской сборки, а белорусы предлагают породистых европейцев.
Другой, еще более яркий пример, Volkswagen Touareg. Если никуда не ездить, за эту машину с трехлитровым турбодизелем придется заплатить минимум 2,18 млн рублей (опять-таки автомобиль будет с российским VIN-кодом, досборка Touareg идет на заводе в Калуге). Если проехать 957 км от Ростова до белорусской столицы, за тот же Touareg будут просить уже другие деньги: 1,80 млн рублей. То есть немецкий внедорожник в Минске обойдется на 380 с половиной тысяч дешевле. В отдельных случаях можно дополнительно сэкономить от ста и более тысяч на подборе комплектаций.
Мифы и страхи
Итак, мы разобрались, что поездка за машиной в Белоруссию выгодна. Теперь разберемся с мифами. Их два, и они страшные. Первый: новое авто, купленное в Беларуси, не может беспрепятственно встать на учет в России без уплаты таможенных платежей. Второй, еще более страшный: всякий дилер скажет вам, что проходить плановые ТО и ремонтировать машину в период гарантийного срока придется в той стране, где вы ее купили. И первое, и второе – неправда. В рамках Единого таможенного союза автомобили, прошедшие таможенную очистку по ставкам этого союза в одной из его стран, считаются полностью растаможенными и в других его странах.
Что касается необходимости регулярных поездок в Беларусь – это страшилка, которую любят рассказывать российские дилеры. Мотивы их вполне ясны. Любой дилер хотел бы обслуживать тот автомобиль, который был куплен у него, а не терять приличную часть выручки из-за «белорусской конкуренции». По факту же на наши автомобили распространяется общеевропейская гарантия, то есть российский дилер обязан обслужить автомобиль, где бы он ни был продан – хоть в Белоруссии, хоть в Германии, точно так же, как дилеры в этих странах обязаны оказать гарантийную поддержку владельцу автомобиля, проданного в России.
Как купить?
Договор купли-продажи можно составить дистанционно, для этого лишь понадобится отправить в автосалон несколько отсканированных страниц паспорта. И, разумеется, внести предоплату. Переплачивать потом не придется: цена будет четко фиксированной и, что важно, – в евро или долларах США, так как никто, пожалуй, не может предсказать, каким будет курс регулярно обесценивающегося белорусского рубля завтра или тем более послезавтра.
Затем остается дождаться прибытия автомобиля, сесть на поезд, чтобы через 8-10 часов быть в Минске. Вместе с машиной новый владелец получит весь пакет необходимых бумаг, среди них обязательно должны быть такие документы, как оригинал таможенной декларации, счет-справка, одобрение типа транспортного средства, договор купли-продажи, акт приема-передачи автомобиля, товарная накладная, свидетельство о государственной регистрации, сервисная книжка и инструкция по эксплуатации.
Самая неприятная процедура потом – получение ПТС. Неприятная – потому что с момента подачи заявления до оформления указанного выше документа может пройти немало времени, вплоть до месяца ожидания.
Кроме того, при покупке важно обращать внимание на такие нюансы, как мощность двигателя. К примеру, у некоторых машин в Белоруссии она не такая, как у российских аналогов. Бывалые ходоки уверяют, что все эти проблемы легко решаются проверенным способом, а выгода от краткосрочного визита в братскую республику все равно измеряется в сотнях тысяч рублей.