«Автомобиль для нас не роскошь, а средство передвижения», – завещал великий комбинатор Остап Бендер. По мнению аналитиков агентства «Автостат», сегодня эти слова актуальны как никогда. Они сравнили, как за последние 10 лет менялись доходы россиян и стоимость автомобилей, и пришли к выводу, что покупка нового автомобиля за минувшее десятилетие стала доступнее в 3-4 раза.
В 2001 году официальная средняя зарплата составляла 3,2 тыс. рублей (111 USD), а средняя цена нового отечественного автомобиля была 124 тыс. рублей (4250 USD). В то же время новая иномарка стоила 570 тыс. рублей (19 500 USD).
В недавно ушедшем 2011 году эти показатели выглядят для потенциального автовладельца более радужно. Официальная среднемесячная зарплата по стране – около 22 тыс. рублей (750 USD). Средняя цена на отечественный автомобиль – 295 тыс. рублей (10 000 USD), а на новую иномарку – 913 тыс. рублей (30 300 USD).
Из этого следует, что для покупки популярной модели LADA Samara (цена которой как раз была близка к средней среди отечественных моделей) десять лет назад требовалось 38 среднемесячных зарплат, а сейчас же всего 14. То есть в 2,7 раза меньше. По иномаркам ситуация еще более интересная. Десятилетие назад «среднему россиянину» для покупки иномарки нужно было 176 официальных зарплат (то есть 14-15 лет ни есть, ни пить, а только копить). Сейчас же на это требуется «всего» 42 средние зарплаты (то есть за 3,5 года).
«Справедливости ради стоит отметить, что, во-первых, в нашей стране очень мало людей живут «на одну официальную зарплату», а, во-вторых, дифференциация в доходах у нашего населения очень и очень высока. Поэтому кто-то может себе позволить менять дорогие иномарки хоть каждый год, а кто-то не в состоянии скопить и на самую дешевую вазовскую «классику» за 10 лет», – резюмирует результаты исследования директор аналитического агентства «АВТОСТАТ» Сергей Целиков.
«В основу исследования «Автостата» положены сухие цифры. Динамика продаж автомобилей и рост выручки автодилеров также свидетельствует о том, что машин в России с каждым годом покупают все больше, но если вы выйдете на улицу и спросите у рядового гражданина, почувствовал ли он, что машина для него стала в четыре раза доступнее, все будет не так радужно», – заявил сотрудник «Левада-Центра» Олег Савельев.
Не мудрствуя лукаво, 161auto.ru воспользовался советом аналитика, и вот, что получилось…
«Я в 2001 только мечтал о новой машине. Сейчас ее можно купить, не сильно напрягаясь, тем более за десять лет буйным цветом расцвели кредитные программы», – говорит строитель Олег Соловьев.
«Играть цифрами можно сколько угодно, но по факту народ как был в ж…, так и остается. О машине и мечтать не приходится. Пусть эти математики сами что-то купят на такую среднюю зарплату при таких ценах», – считает рабочий Василий.
«Больше похоже на предвыборную болтовню, из серии «за 10 лет правления сами знаете, кому жить стало в четыре раза лучше», – думает предприниматель Юрий.