Федеральная антимонопольная служба призывает навести порядок в цепочке импортер-дилер. У нас появился ряд претензий к дистрибьюторским подразделениям ведущих иностранных автопроизводителей. ФАС подозревает, что они нарушают права дилеров, тем самым вредя покупателям.
В начале следующей недели ФАС возбудит два дела в отношении дистрибьюторов новых автомобилей, сообщил заместитель руководителя службы Андрей Кашеваров. «Всего сейчас у нас в сфере внимания около восьми производителей. Признаки нарушения антимонопольного законодательства в их действиях есть», – говорит представитель ФАС. Конкретные компании и марки Кашеваров не называет, однако ранее на круглом столе в Госдуме дилеры сообщили, что подали в ФАС жалобы на Hyundai, Ford, Kia. В самой антимонопольной службе дополнили список, упомянув «Фольксваген груп рус» (импортер марок Volkswagen, Skoda, Audi), Toyota, Opel, Ford, Hyundai, Honda, Land Rover и Kia.
«Выбор основан на жалобах, которые поступают. Если будут поступать другие жалобы, то проверим и их», – отметил Андрей Кашеваров.
В пресс-службе «Фольксваген груп рус» заявили, что пока к ним не поступала информация о каких-либо претензиях со стороны ФАС. ООО «Тойота Мотор» также никаких уведомлений пока не получало. «ООО «Тойота Мотор», как и подавляющее большинство импортеров и дилеров автомобильных брендов в России, входит в состав экспертного совета при ФАС по обозначенному вопросу. Мы посещаем заседания экспертного совета и внимательно следим за развитием событий», – подчеркнули в компании. Комментарии других импортеров получить не удалось.
Антимонопольщики подозревают импортеров в дискриминации дилеров за счет заключения с ними жестких договоров. Немало вопросов вызывает запрет на обслуживание автомобилей в течение гарантийного срока в независимых сервисных центрах. В ФАС лежит целая стопка заявлений от неофициальных дилеров, которым импортер отказывает в продажах оригинальных запчастей.
«Настораживает отсутствие внятных правил игры во взаимоотношениях производителей и автодилеров, – заявил Кашеваров. – Странно, что договор между ними заключается всего на год и может быть расторгнут без объяснения причин. В результате на грани разорения оказываются салоны, а сотни квалифицированных рабочих могут потерять работу».
Директор по развитию дилерской сети Ford в России Игорь Чикирис на экспертном совете признался, что Ford расторг договоры с несколькими дилерами, но теми, кто допустил серьезные нарушения, в том числе не оплатил поставленные автомобили. «За время кризиса «плохие» дилеры не перечислили Ford деньги за 80 авто, передав эти машины покупателям без ПТС. Ford взял расходы на себя, передав ПТС покупателям», – рассказал он.
А вот в «Тойота Мотор» рассказали 161auto.ru, что живут с дилерами душа в душу. «В 2008 году по нашей инициативе ФАС проверила все дилерские договоры ООО «Тойота Мотор». В 2010 году наша компания прошла полную плановую проверку со стороны ФАС, включая рассмотрение договоров со всеми дилерами. В ходе обеих проверок нарушений антимонопольного законодательства не выявлено. С тех пор дилерские договоры компании не претерпели изменений», – рассказала PR-директор ООО «Тойота Мотор» Евгения Тетерина.
Андрей Кашеваров предупредил, что если представители ведущих автоконцернов и дилеры не договорятся по-хорошему, то появится закон, регулирующий их взаимоотношения. За основу может быть взят закон «О торговле», который сейчас регулирует преимущественно взаимоотношения между производителями продовольствия и продуктовыми торговыми сетями.
Фото: Фото с сайта Ma.by