Федеральная антимонопольная служба вознамерилась навести порядок на рынке гарантийного обслуживания машин. По словам замначальника управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Михаила Федоренко, последнее время количество жалоб в этой сфере достигло «критических значений». Вынуждая клиентов обслуживаться только у них, официальные дилеры существенно завышают цены. В то же время неофициальные, так называемые «серые» дилеры утверждают, что дистрибьюторы отказываются поставлять им оригинальные запчасти.
Федоренко заявил, что теперь эта ситуация может стать объектом пристального внимания ФАС. По его словам, рынок продаж автомобилей не подпадает под действие антимонопольного законодательства, так как ни один из дилеров не обладает соответствующей долей.
Выступая на форуме Адама Смита, представитель ФАС заявил, что в некоторых регионах страны официальные дилеры определенной марки могут занимать до 100% доли рынка гарантийного обслуживания автомобилей. В результате покупатель лишается выбора, так как поставщики советуются обращаться лишь к официальным ритейлерам и покупать лишь оригинальные запчасти, которых у серых дилеров, как правило, не найдешь.
Чтобы изменить ситуацию, ФАС предлагает разделить рынки продажи и обслуживания автомобилей, расширив список компаний, которые могут заниматься гарантийным обслуживанием.
Официальные дилеры напирают на то, что качество обслуживания на «серых» автосервисах зачастую сомнительно, но давать официальные комментарии на болезненную тему не спешат. А вот работник станции техобслуживания одного из официальных дилеров иномарок в Ростове прямо заявил, что объективно качество оказания услуг у «серых» дилеров ничем не хуже, а иногда даже лучше, чем у «официалов». Автовладельцы вынуждены платить втридорога, обслуживаясь у официальных дилеров, из-за опасений потерять гарантию.
Чтобы обеспечить надлежащее качество обслуживания у «серых» дилеров, ФАС предлагает ввести процедуру аккредитации сервисных центров и разработать техрегламент на обслуживание автомобилей. При этом служба настаивает, что следует отменить ограничения на поставку неофициальным дилерам оригинальных запчастей.
У предложения ФАС есть еще один скрытый плюс. Представители страховых компаний считают, что удешевление стоимости гарантийного обслуживания и запчастей может положительно сказаться на цене полиса ОСАГО.