В ближайшие месяцы цены на автомобили могут пойти вверх. Эти опасения вызваны нестабильностью на финансовом рынке, особенно резкими скачками курса доллара. Эксперты отмечают, что пока американская валюта не достигла критической точки, чтобы экстренно изменить цены на автомобильном рынке. Однако при длительном сохранении нынешнего расклада и очередном скачке вверх прайсы придется корректировать в ближайшие месяцы и не в пользу автолюбителей.
С начала осени доллар подорожал более чем на 3,5 рубля, а евро – почти на 1,7. По сегодняшнему курсу Центробанка России доллар стоит 32,46 рубля, евро – 43,45. На фоне быстрых темпов падения рубля и прогнозов по росту ставок по вкладам и кредитам стали опасаться повторения 2008 года. Что это значит для автомобилистов? Повышение цен на новые машины, их цепной рост на вторичном рынке, удорожание кредитов. В самом тяжелом случае – перевод цен в валюту.
Так было в 2008 году, когда практически все производители взвинтили прайсы, и первыми это сделали японские компании. Тогда же из-за продолжительной нестабильности пришлось выдавать долларовые цены, чтобы ежедневно их не переписывать. Сейчас представительства автоконцернов заверяют: пока нет предпосылок для долларового исчисления, однако ситуация на рынке заставляет держать нос по ветру.
«Фиксация цен в иностранной валюте возможна, если будет наблюдаться сильная волатильность рубля в течение длительного периода. Но куда пойдет дальше валютная корзина, сегодня не известно никому, – поясняет начальник отдела аналитики агентства «Автостат» Андрей Топтун. – Представим, что рубль останется на сегодняшнем уровне и назад уже не двинется. Пока рублевый курс не превысил сильно допустимых отклонений, при которых производителям необходимо срочно менять ценники и фиксировать цену автомобилей в валюте.
В 2010 году курс колебался в районе отметки 31 рубль за доллар, однако уже во втором квартале текущего года он долго держался ниже 28 рублей. При этом никто из производителей цены не опустил. То есть 31 – это тот уровень, который позволяет безубыточно продавать автомобили, а нынешний курс ушел от этой отметки недалеко. При его сохранении автомобили, конечно же, подорожают, но произойдет это несколькими месяцами позже. Я думаю, что ценники экстренно начнут меняться, если доллар достигнет отметки 33 и более рублей. В этом случае подорожают все автомобили, независимо от страны происхождения: импортные – больше и раньше; собираемые в России – меньше и позже. Уровень локализации еще слишком мал, чтобы сильно не зависеть от валютного курса. И максимальное повышение произойдет на импортируемые автомобили: оно будет пропорционально курсу евро и доллара, но с задержкой по времени».
Если исходить из такой четкой зависимости, получаем следующие расчеты. Допустим, при курсе доллара в 29 рублей Toyota Corolla стоит от 599 тысяч рублей (примерно 20 655 долларов), при 33 рублях цена изменится до 681,6 тысячи рублей. Если Nissan Qashqai при 29 рублях продается от 780 тысяч, при 33 – от 887,5 тысячи рублей. То есть эта разница валюты в четыре рубля скажется на конечной стоимости автомобиля почти сотней тысяч, если идти вслед за утверждениями аналитика.
«Предпосылки для подорожания машин есть, поскольку прайсы фиксируются при определенном курсе доллара, – поясняет исполнительный директор одной из региональных ассоциаций автомобильных дилеров Александр Рулевский. – Причем делается это с небольшим запасом, чтобы не менять стоимость при небольших колебаниях валюты. Понятно, что автомобили 2012 года станут дороже, чем в 2011, но, чтобы определить эту разницу, нужна стабильность на валютном рынке. Пока ее не будет, прогнозировать диапазон изменения цен сложно. В отсутствие этой устойчивости прайсы могут выдавать в долларах, как это было в 2008 году, но все же предпосылок пока для этого мало. При повышении цен подорожают и импортируемые иномарки, и собираемые в России, поскольку доля зарубежных комплектующих есть и у них. Но с последними проще: изменение цен у них может проявиться более плавно, чем у чистого импорта. Сейчас, в отличие от 2008 года, доллар вырос быстрее, чем евро, поэтому европейские модели могут подорожать менее ощутимо, нежели бренды, цена которых напрямую зависит от курса доллара».
Несмотря на борьбу валют, эксперты предполагают, что рубль к концу года может пойти «на поправку», но повышения автомобильных цен все равно не миновать. Осенний скачок даст о себе знать с некоторой задержкой: «Я не ожидаю повторения ситуации 2008 года, думаю, повышение курса рубля произойдет к концу текущего года: доллар вновь будет стоить порядка 28-29 рублей, евро – 42, – говорит главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин. – Но важна не столько цена, сколько длительность периода роста курса доллара. За два месяца он подорожал к рублю на 18%, но с начала года рост меньше 5%. Как правило, за счет разрыва между поставками машин на склады рост цен на автомобили носит запаздывающий характер по отношению к снижению курса рубля на валютном рынке. Полагаю, что средний прирост розничных цен не будет существенным, поскольку ограничен более сдержанными, чем в период бума, темпами прироста реальных доходов населения. Полагаю, что годовой прирост цен на автомобили в ближайшие кварталы составит порядка 10-20%».
Как бы стоимость ни менялась, сначала люди испытывают ценовой шок, потом привыкают, считают эксперты. Об этом говорит постоянный рост среднего ценника автомобилей. Если в августе 2010 года, по оценке аудиторской компании PwC, он составлял 19,3 тысячи долларов (на сегодня это 626,5 тысячи рублей), в августе 2011 года – уже 24,7 тысячи (801,8 тысяч рублей). При этом машин стали брать почти в два раза больше. Это подтверждает и повышение стоимости автомобилей, и растущую в них потребность, несмотря на ценник.