Российские власти, нефтяники, антимонопольщики и рядовые автолюбители проявили редкостное единодушие в вопросах стоимости топлива. Правда, способы удешевления ГСМ предлагаются разные: от жесткого контроля за торговой сетью до отказа от «Евро-3» и всероссийских акций протеста.
Цена в обмен на качество
Федеральная антимонопольная служба, Ростехнадзор, Росстандарт и 12 нефтяных компаний договорились о том, как не допустить повышения цен на бензин и его дефицита.
Для этого было решено отложить обязательный переход на выпуск топлива более высокого стандарта. Согласно заключенному соглашению, правительство РФ разрешит нефтеперерабатывающим компаниям выпускать топливо стандарта «Евро-2» как минимум до середины 2012 года, сообщил заместитель главы ФАС России Павел Субботин.
«В четвертом квартале 2010 года и первом полугодии 2011 года сложился дефицит нефтепродуктов, который привел к росту цен на них, – отмечается в пресс-релизе ФАС. – Одной из причин дефицита стала неготовность ряда нефтяных компаний исполнять технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту».
В настоящее время, чтобы избежать повторения этой ситуации, проводится работа по отложению срока вступления в силу положений Технического регламента при условии выполнения нефтяными компаниями ряда обязательств». Со своей стороны нефтяники обязуются до 2015 года все-таки модернизировать свои НПЗ для перехода на производство более качественных видов нефтепродуктов. И с этого же срока обеспечить достаточное производство моторного топлива и предложение на внутренний рынок. Так что автомобилистам придется подождать более качественного бензина еще годика четыре. И столько же – опасаться дефицита.
Напомним, что переход на «Евро-3» планировался еще в 2009 году, в 2010 – на четвертый уровень, а к 2013 году – на «Евро-5». Нефтяники возмутились столь быстрым срокам, поэтому переход к «Евро-3» сдвинули на 2011 год. Сейчас вновь даты сдвигаются, чтобы успеть с модернизацией, которая по оценке президента Российского топливного союза Евгения Аркуши, потребует по меньшей мере 10 млрд долларов. Тем временем в Европе с 2009 года действует стандарт «Евро-5».
«На мой взгляд, это простое нежелание нефтяников вкладывать деньги в модернизацию. Им гораздо проще получать свою прибыль, распределяя между собой, нежели инвестировать в производство. Проще продавать сырую нефть за рубеж без всяких заморочек, – говорит представитель МООА «Свобода выбора» Алексей Бруй. – У нас единичные компании развивают свой бизнес, а преимущественно никто не вкладывается в развитие: оборудование старое, технологии старые, поэтому из нефти мы получаем бензина в три раза меньше, чем заграничные компании. Отсюда и задранные цены. Вопрос с модернизацией отрасли реально назрел: нам интересен не столько экологический стандарт как таковой, а развитие технологий, чтобы в конечном итоге получить адекватные цены. Да, компании подписались под обязательствами, но в который раз они обещают выполнить условия, а переход на новый уровень до сих пор откладывается. Надеемся, на этот раз все же дело сдвинется с мертвой точки. Что касается дефицита топлива на внутреннем рынке, временное разрешение «Евро-2» ослабит напряжение, рынок заполнится продуктом, но о снижении его стоимости говорить не приходится. Поскольку цена бензина складывается еще и из налогов, которые пока никто снижать не собирается».
Пошлины – наше все?
Чтобы не допустить роста цен на горючее, власти намерены продлить действие заградительных пошлин на экспорт бензинов еще на месяц. «Мы внесли проект постановления в правительство и предлагаем оставить ставки, как и в июле», – цитирует ИТАР-ТАСС слова главы Минэкономразвития Эльвиры Набиуллиной.
Впрочем, в эффективности этой меры сомневаются даже коллеги госпожи Набиуллиной. «Россия экспортирует незначительный объем бензина, и этот показатель не оказывает серьезного давления на цены, – отмечает вице-премьер правительства РФ Игорь Сечин. – В настоящее время важно контролировать ситуацию на рынке в преддверии осенних ремонтных работ на НПЗ».
То, что этот показатель не оказывает вообще какого-либо давления на цены, говорит и статистика. Стоимость бензина продолжает расти. По данным Росстата, с 11 по 17 июля цены поднялись на 0,1%. Средняя цена бензина в России на 18 июля составила 25,5 рубля против 25,47 рубля на 11 июля. При этом средняя стоимость бензина марки А-76 повысилась до 23,57 рубля с 23,55 рубля за литр, АИ-95 подорожал до 27,37 рубля с 27,33 рубля. Стоимость бензина А-92 осталась на уровне 25,47 рубля, как и средняя цена на дизельное топливо – 24,47 рубля. При этом в открытом письме, опубликованном «Российской газетой», президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль утверждал, что справедливая цена должна держаться на на уровне 15 рублей за литр.
«Народная медицина»
Тем временем россияне готовы бороться с подорожанием бензина одним из самых доступных для населения способов. На 4 августа запланирована Всероссийская акция протеста против повышения цен на топливо. Как ожидается, в нескольких десятках городов протестные мероприятия пройдут под лозунгом «Даешь снижение цен на бензин на 30%!».
Таким образом активисты намерены наладить «обратную связь» с чиновниками и высказать свое мнение о выходе из ситуации. «Ни для кого не секрет, что Россия, являясь крупнейшим в мире производителем и экспортером нефти, отличается одними из самых высоких цен на бензин. Более того, по данным Росстата средние потребительские цены на бензин в России в первом полугодии 2011 года по сравнению с аналогичным периодом 2010 года уже выросли почти на 12%. К этому можно прибавить искусственно созданный нефтяниками дефицит на бензин в ряде регионов РФ, – заявил председатель Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов Александр Котов. – В нашей стране сложилась так называемая «ручная» модель управления, когда все решают только два человека – президент или премьер. Поэтому мы обращаемся к ним».
В акциях, сообщает оргкомитет, могут принять участие все неравнодушные – как автомобилисты, так и владельцы мотоциклов, скутеров, даже газонокосилок, бензопил, яхт и самолетов. «Цена на топливо увеличивает стоимость любой автоперевозки и закладывается в себестоимость всех продуктов, товаров и услуг. За которые мы с вами платим ежедневно. Таким образом, цены на бензин касаются каждого из нас», – пояснил Котов. К акции уже присоединился ряд городов России – правда, Ростова-на-Дону на момент сдачи статьи в перечне не было. Тем не менее, ожидается, что протестные мероприятия пройдут в 30 городах и регионах страны.