Утверждены новые страховые тарифы по ОСАГО. Обновленные расценки больнее всего ударят по карманам молодых и начинающих водителей. Кроме того, для Ростова-на-Дону повышен территориальный коэффициент. Между тем власти прорабатывают новое повышение стоимости «автогражданки».
В России повышены страховые тарифы по ОСАГО. Соответствующее постановление на этой неделе опубликовано в «Российской газете», а значит, на днях вступает в действие. Документ предполагает изменение целого ряда коэффициентов для расчета стоимости ОСАГО.
Для большинства автовладельцев «автогражданка» подорожает примерно на 10%. Прежде всего, за счет изменения территориального коэффициента. Вместо прежних 1,3 в Ростове-на-Дону он теперь составляет 1,8. В Азове показатель равен 1,2, в Батайске – 1,3, в Шахтах – 1,1, Волгодонск, Гуково, Каменск-Шахтинский, Новочеркасск, Новошахтинск, Сальск, Таганрог будут считать по «единице», для прочих городов и населенных пунктов Ростовской области коэффициент составляет 0,8.
Отметим, что другие мегаполисы пострадали значительно больше: так, Челябинск приравняли к Москве и Казани, здесь коэффициент составит две единицы. А вот в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Самаре коэффициенты не изменились. И на этом «дорогие» новости не заканчиваются.
Подорожало страхование для водителей с маленьким опытом. Для автомобилистов младше 22 лет со стажем вождения меньше трех лет базовая ставка (которая составляет 1980 рублей) вместо 1,7 умножается на 1,8. Водителям постарше, но с таким же опытом вождения, приписан коэффициент 1,7 (ранее он составлял 1,5). Автовладельцам младше 22 лет, но имеющим стаж больше трех лет, полис оформят с учетом коэффициента 1,6 (ранее был 1,3).
Если водитель пожелает купить полис на неограниченное число лиц, которые могут управлять его машиной, то для него коэффициент вырастет с 1,7 до 1,8.
Ощутимо подорожали полисы, оформляемые на небольшие сроки. К примеру, автогражданка на три месяца теперь обойдется в полцены от стоимости годового полиса вместо прежних 40%, на четыре месяца – 60% против прежних 50%, на пять месяцев – 65% вместо 60%.
По мнению страховщиков, которые давно ожидали выхода постановления, инициатива чиновников более чем своевременна.
«Мы поддерживаем инициативу и считаем, что базовые тарифы должны быть увеличены вместе с лимитами возмещения, в первую очередь для того, чтобы привести ОСАГО в соответствие с современными реалиями и текущими рыночными ценами. Люди должны получать адекватное возмещение», – такое мнение высказала директор Ростовского филиала «АльфаСтрахование» Виктория Казьменкова.
«С момента вступления в силу закона об ОСАГО в середине 2003 года коэффициенты корректировались лишь один раз – в марте 2009 года, а базовый тариф по ОСАГО не менялся ни разу, – говорит начальник отдела маркетинга страховой компании Александр Ромашов. – По итогам первого квартала 2011 года уровень выплат двадцати крупнейших страховщиков на рынке ОСАГО составил 79% при заложенных в структуре тарифа 77%. Поэтому рынок ОСАГО, по данным РСА, находится в кризисе из-за растущего объема страховых выплат при сохранении действующих тарифов».
Между тем многие автомобилисты, попавшие в аварии, побывали в ситуациях, когда страховые компании всячески уклонялись от выплат.
Среди наиболее распространенных уловок страховщиков по ОСАГО:
ссылка на то, что вина водителя не установлена по материалам ГИБДД;
необоснованная ссылка на нарушение страхователем сроков подачи заявления (извещения) о ДТП;
необоснованная ссылка на отказ в выплате в случае управления автомобилем лицом, не вписанным в страховой полис;
организация и проведение экспертизы по оценке ущерба у «знакомого» оценщика;
необоснованные требования о предоставлении потерпевшим документов, не предусмотренных законодательством об ОСАГО.
«Среди страховых компаний довольно распространена практика, когда они после оценки эксперта занижают страховые выплаты на сумму около десяти тысяч в надежде на то, что автомобилист просто не пойдет судиться из-за таких денег. Ведь ему придется дополнительно оплачивать услуги независимого оценщика и юриста. Однако доказать, что компания намеренно снизила сумму страховых выплат, тоже довольно сложно, чем и пользуются страховщики, – добавляет юрист агентства «Резиденция» Екатерина Беспалова. – Однако когда дело все же доходит до суда, страховые компании даже не оспаривают свою точку зрения и соглашаются с постановлением выплатить оставшуюся сумму».
Однако, показывают российские реалии, произошедшее повышение тарифов может стать незначительным на фоне грядущих событий. Помимо изменения тарифов ОСАГО, обсуждается и увеличение базовых ставок. Сейчас они составляют для легковых автомобилей физлиц 1980 рублей, юридических лиц – 2375 рублей.
Однако этот вариант возможен только вместе с увеличением лимитов страхового покрытия, потолок которого, по сегодняшним меркам, равен 120 тысячам рублей для одного автомобиля.
И Минфин уже подготовил данный законопроект. По мнению ведомства, страховые выплаты по разделу «ущерб транспортному средству» следует повысить со 120 до 400 тысяч рублей, а по разделу «вред жизни и здоровью» – со 160 до 500 тысяч рублей. Можно предположить, что стоимость ОСАГО в этом случае вырастет примерно в три раза, значит, опытные автомобилисты будут платить порядка 15 тысяч рублей в год, а новички – до 30 тысяч.