В Ростовской области некому проектировать дороги. Молодежь идет в проектировщики неохотно, в конкурсных заявках региона – вся география России. В свете грядущего удвоения финансирования дорожного строительства это вызывает серьезную обеспокоенность властей.
Минтранс продолжает обсуждение бюджета по разделу «Дорожное хозяйство» на 2012–2014 годы. Как уже сообщалось, в обозримом будущем дороги региона получат прежде невиданное финансирование за счет создания отраслевого фонда. Цифры практически расписаны, стратегически цели и задачи ясны, объекты уточняются. Бюджет, который будут слушать осенью, уже заслужил одобрение представителей законодательной ветви власти.
«Что особенно меня радует – в два раза увеличивается размер средств на муниципальные дороги, на те дороги, по которым ходим мы с вами. Это очень болезненная проблема для многих территорий, а учитывая то, что более 60% муниципальных образований – дотационные, без помощи областного бюджета они не потянут никакие виды расходов в этой сфере», – оценил грядущие перемены председатель комитета по законодательству ЗС РО Александр Ищенко.
Правда, претворение масштабных планов в жизнь вызывает серьезные опасения отраслевого министерства.
«Одна из проблем, с которой сегодня сталкиваются муниципалитеты – это отсутствие ПСД и положительных заключений экспертизы. На 2012 год под выделяемое финансирование не в полном объеме имеется документация по ряду муниципальных образований, – рассказывает об одном из сложных аспектов замминистра транспорта Ростовской области Владислав Маругин. – Этой проблемой занимаются, внесены изменения в части того, что за счет средств софинансирования расходов можно осуществлять и проектирование. Это разрядит обстановку, и то, что 50% транспортного налога оставлено муниципальным образованиям – это тоже поможет. Иногда муниципалитетам сейчас просто нечем софинансировать то, что выделяет область».
Но есть проблема, которую софинансирование не решит. В регионе – жесточайший дефицит проектировщиков.
«Проектировать некому, – открыто заявляет замгубернатора Ростовской области, глава регионального минтранса Дживан Вартанян. – Сейчас объемы мизерные, и то на эти работы у нас участники, начиная с Новосибирска, если по географии взять, Москва, Санкт-Петербург... Калининграда разве что нет для полной картины».
По словам заместителя губернатора, ежегодно вузы – РГСУ и РГУПС – выпускают не менее полусотни специалистов. Однако в отрасль идет около десятка. Кадровый состав в итоге не обновляется, и уходящих на пенсию попросту некем заменить. Впрочем, в положительном разрешении ситуации Дживан Вартанян все же не сомневается. Причем проблему разрешат... все тот же Дорожный фонд и переход к планированию на несколько лет.
«Чтобы приходила молодежь, в отрасли должна быть предсказуемость. Должна быть соответствующая оплата труда у проектировщиков. Я думаю, с созданием дорожного фонда это произойдет. Вы обратили внимание, что мы обсуждаем трехлетнюю перспективу? Конечно, наша мечта – хотя бы пять лет, это – срок развития производственной базы организаций, которые представлены на рынке. Это и уверенность проектировщиков – они знают о перспективах, как они будут работать завтра, послезавтра. Мы над этим будем работать, но предсказуемость, то, что мы уже планируем не на один год, я думаю, привлечет специалистов», – надеется замгубернатора.