Всего за неделю они успели побывать спортсменами и изобретателями, аутсайдерами и победителями. Ростовчане Александр Олейников (пилот) и Елена Лаврова (штурман) преодолели свыше четырех тысяч километров бездорожья в рамках ралли «Шелковый путь», оказались в числе счастливчиков, которые дошли до финиша и неожиданно для себя стали победителями ралли. Хотя главным достижением и считают победу над собой. Пилот Александр Олейников рассказал редакции 161auto.ru о самых драматичных, с точки зрения ростовского экипажа, моментах ралли серии «Дакар».
• Мы точно определились, что поедем на «Шелковый путь», где-то за месяц до соревнований. Был этап чемпионата России в Белгороде. Мы готовились к нему, но потом решили пропустить из-за очень маленького разрыва между ним и «Шелковым путем». Этапов много, а «Шелковый путь» – один.
• Готовились стандартно – мы идем в стандартном классе, и в этом случае разрешено менять только амортизаторы и все, что касается безопасности экипажа – каркасы и так далее. Мы поставили только дополнительные бачки для воды, взяли запас резины и демонтировали свою навигационную аппаратуру. Французы, организаторы ралли, ставят свой GPS и системы безопасности.
• Машина два дня устраивала нам настоящие экзамены! Первый спецучасток мы прошли без происшествий, достаточно бодро, по-моему, восьмыми даже в абсолюте. На втором спецучастке через 50 километров у нас раскрутился болт, на который крепятся все ремни и приводы. В повороте пропал гидроусилитель, мы остановились открыли капот – и все это увидели. Ремонтировались 4,5 часа. В итоге приняли нестандартное решение – втулку вырезали из консервной банки, все собрали... и эта конструкция доехала до финала! Ничего не меняли.
• Когда отремонтировались, было еще 600 километров пути. Мы поехали быстро, боялись, что стемнеет. Французский GPS не показывает карты, он дает только стрелку, когда подъезжаешь к контрольной точке, и в темноте очень сложно ориентироваться. Но солнце село, а нам оставалось еще 150-180 километров. Это был очень экстремальный опыт ночной навигации! В итоге мы нагнали других участников, были не одни, было машин 10. И началось блуждание в степи – пыль, фары, луна... Мы были близки к отчаянию. Финишировали около двух ночи.
• Финиш в этот день закрывался в 0:30, и нам за опоздание дали 14 часов пенализации. Мы были очень огорчены, о первых местах можно было забыть. Но мы были так городы собой, что в этих условиях нашли дорогу, что решили ехать дальше. Решили бороться для себя, проехать, чтобы доказать, что мы это сможем.
• Старт третьего спецучастка, Волгоград–Астрахань, очень длинный, порядка 800 километров, 621 из них – это спецучасток. Все было хорошо, ничего не предвещало беды и вдруг – страшный скрежет, как будто наехали на металлическую бочку. Вышли, осмотрели – внешне все хорошо. Поехали дальше – снова скрежет. Выяснилось, что проблемы с редуктором заднего моста. Выбора не было, решили ехать дальше до полной остановки моста, что и случилось через где-то 100 километров. У нас остался только передний мост, мы сбавили скорость, но по этой трассе было порядка 20 песчаных зон с достаточно высокими барханами, и в этих местах как раз стояли контрольные точки. Мы не могли после поломки лезть в сами дюны, нам пришлось их объезжать. В итоге из 64 точек мы не собрали всего восемь. Приехали в Астрахань в полночь. Получили еще пенализацию – 12 часов.
• Вообще, это был отчаянный день, самый сложный для нас. Мы заблудились в дюнах, солнце село, у нас закончилась вода... Поскольку мы объезжали дюны, мы могли очень далеко отклониться от маршрута, и искали бы нас очень долго – возможно, нашли бы только на следующий день. В голову, конечно, лезли всякие философские мысли. Зачем это было нужно... Вот так люди и гибнут (Смеется.) ... Тем не менее мы собрались с силами и решили объехать по периметру этот барханный участок – понимали, что должны выехать на трек. Нам удалось его найти в темноте, оставалось порядка 80 километров до финиша.
• Сойти с трассы очень легко. На приборной доске есть специальная кнопка, на нее нужно нажать, и за нами прилетел бы вертолет. Но это означало бы покинуть ралли. У нас ни на секунду не появилось мысли о том, чтобы нажимать эту кнопку. При этом когда стартовали, мы уже знали, что порядка 80 экипажей сошли. И шла борьба буквально на выживание – старты все были в 5-6 утра, и чем позже ты финишируешь, тем меньше времени остается на ремонт и отдых.
• Старт четвертого спецучастка также был где-то в шесть утра, но починить все техники успели. На этом, самом длинном участке, Астрахань–Ставрополь, у нас открылось второе дыхание. Проехали 200 километров и сказали друг другу, что хотим ехать дальше. Ехали хорошо, хотя была пыль, были коварные пересечения дорог в степи – когда идешь на скорости, и вдруг неожиданно появляется канава глубиной сантиметров 60 и шириной 3-4 метра. Были серьезные перевороты. Машина работала как часы, в Ставрополь приехали в основном десятке. Последний спецучасток – Ставрополь–Майкоп – проходил по предгорьям уже, большие перепады высот, гребни холмов. Мы его очень хорошо проехали, начали наращивать результат.
• На участке Майкоп–Сочи планировалось 14 бродов, но вечером на брифинге организаторы объявили, что из-за дождей река разлилась, и спецучасток был отменем. Мы ехали в дорожном режиме. Здесь было очень много серьезных штрафов и пенализаций. Кабиров так потерял первое место: превысил скорость на трассе общего пользования, а за этим очень строго следили. Вообще, наблюдение велось в режиме онлайн – мы приезжаем на финиш, а там уже чуть ли не результаты висят. За превышение скорости был штраф около тысячи евро плюс несколько часов пенализации.
• Было несколько серьезных пробок. На доезд дали 8,5 часов. От Майкопа до Туапсе мы доехали часа за полтора-два, а потом началось. В Красную Поляну приехали минут за 5-8 до расчетного времени, почти минута в минуту. Самым сложным участком оказались пробки на сочинской трассе. Очень много транспорта и очень узкая дорога. Сломалась у «Икаруса» коробка передач, он встал, а там одностороннее движение, и он все закрыл. Вопрос, конечно, очень серьезный в свете олимпиады.
• Когда приехали на финиш, было ощущение того, что мы вышли на новый этап. Мы никогда не участвовали в таких серьезных гонках, этапы ЧР – это бахи, короткие гонки, прогулки. Было ощущение, будто мы в космос слетали.
• Награждение получилось фееричным. Мы ни на что не рассчитывали, и вдруг узнаем, что за время гонки в нашем классе почти все выбыли. Стандартные автомобили вообще наиболее подвержены разного рода поломкам в ралии. И впереди нас оказался только француз, который уже лет 40 в автоспорте, занимается им чуть ли не с детства. И на втором месте – мы. Когда прозвучали наши фамилии, это было просто потрясающе.
• Это уникальный опыт. Нужно чудовищное терпение, математический ум, умение просчитывать, предугадывать, иметь запасные варианты. Нужно умение беречь автомобиль, но при этом развивать максимальную скорость. Плюс навигация.
• Навигация – это половина успеха. Очень легко проскочить поворот, буквально десять минут – и ты уже очень сильно ушел с трассы. И импровизации здесь не допускаются – нужно вернуться в то же место и искать пропущенный поворот. Вот люди так один раз вернутся, второй, третий... А потом плевали и сходили с гонок. Мы с Еленой во второй день заново прокладывали маршрут раз пять, но в итоге нашли дорогу. Вообще, для девушки это и физически очень тяжело. Представьте: 600 километров по бездорожью, тряска, и в таких условиях нужно работать с двумя компьютерами, GPS и легендой. И не только в дороге – я ложился спать, а Лена еще сидела с легендой, готовилась к следующему дню, разбирала трассу. Я не смог бы быть штурманом, это точно.
• В следующем году мы будем участвовать и в Чемпионате России, и в «Шелковом пути». Обязательно. Рассчитываем на первое место на ЧР и на абсолютно другой результат на «Шелковом пути». Также на первое место.
Фото: Фото с официального сайта ралии «Шелковый путь»