Авто «Рогатому» – 75

«Рогатому» – 75

Ростовский троллейбус отмечает солидный юбилей: «рогатому» исполняется 75 лет. В свое время Ростов-на-Дону стал третьим городом, где открылось троллейбусное сообщение. Чем может похвастаться юбиляр сегодня – вопрос гораздо более сложный...

Ростовский троллейбус отмечает солидный юбилей: «рогатому» исполняется 75 лет. В свое время Ростов-на-Дону стал третьим городом, где открылось троллейбусное сообщение. Чем может похвастаться юбиляр сегодня – вопрос гораздо более сложный.

С солидным юбилеем виновника торжества решено поздравить лично. Заранее подготовленные 10 рублей уже в ладони: дело за юбиляром. Приходится подождать, наблюдая, как с площади Карла Маркса на 1-ю Майскую заворачивает очередная «тройка» – более привычный для поездок на работу транспорт. Наконец, к остановке неспешно – напрашивается более человеческое «вразвалочку» – подходит «единица», троллейбус маршрута «Сельмаш – Главный железнодорожный вокзал»...

Электротранспорт выглядит чужим на улицах Ростова. И троллейбусы, и трамваи выпадают из стремительного ритма торгового города, где успех дела зависит иногда от секунды. И если трамваю повезло с «собственными» улицами, «своей» аурой и постоянными пассажирами, которые знают своих попутчиков и водителей, то троллейбусу приходится выживать в острой конкуренции с большими автобусами и маршрутками на магистралях, где транспорта в избытке.

«Мне лично без разницы, на чем ехать – на троллейбусе или автобусе. Они стоят примерно одинаково на остановках, иногда даже троллейбусы уходят раньше автобусов. А в пробке вообще все равно, на чем стоять. Из плюсов отметила бы аккуратную езду – все же «рога» сдерживают от излишне рискованных маневров, хоть на маршрутки их ставь, – смеется молодая мама Ирина. – Иногда замечаю, что сажусь в троллейбус, потому что проезд стоит 10 рублей, а не 11, хотя разница небольшая. Минусы, лично для меня – они все старые. Были бы все новенькими, как эти, зелененькие (кивает на идущего по вcтречке «белоруса»), наверное, ездила бы только на троллейбусах».

Вполне вероятно, что ощущение чужеродности связано и с тем, что троллейбус – самый молодой, если не брать во внимание маршрутки, вид городского транспорта. Трамваи в Ростове пошли в 1901 году, уже в ранние советские годы появились автобусы. Первый троллейбус пустили 18 июня 1936 года, правда, опередив на несколько месяцев тогдашний Ленинград. Машина ЛК-5 связала Театральную площадь и главный машиностроительный гигант Дона – завод «Ростсельмаш». Маршрут нынешней «единицы» частично этот путь повторяет. В «золотой век», который закончился вместе с СССР, ростовские троллейбусы обслуживали 22 маршрута – еще один, №20, от центрального рынка до Малиновского, планировали открыть в 1990-м, но дело до него так и не дошло. Самым сложным годом в биографии ростовского троллейбуса стал 1998-й – в год дефолта город лишился сразу шести маршрутов.

Сегодня «рогатый» транспорт можно увидеть на девяти линиях. Они соединяют центр с Северным и Западным жилыми массивами, с аэропортом и Александровкой, а также главный железнодорожный вокзал и Сельмаш. Власти города намерены расконсервировать в ближайшие годы еще два маршрута – на площадь 2-й Пятилетки и на Военвед.

«В настоящее время на площади 2-й Пятилетки образуется локальная точка скопления пассажиров, так как со стороны Военведа и Северного сюда подъезжает уже заполненный транспорт, – рассказал заммэра Виктор Кочерга. – Поэтому мы надеемся, что троллейбус значительно разгрузит эту транспортную зону».

Сегодня на городских линиях работают остатки былой роскоши – около 50 единиц подвижного состава. Многие машины действительно не в лучшем состоянии. Однако в администрации утверждают, что ситуация исправляется: только в этом году закуплено 14 новых троллейбусов. Все – марки ЛиАЗ.

Что касается «марочного» состава, ростовский троллейбус таковым может считаться лишь условно. Основа парка – машины Завода имени Урицкого. В советские годы в Ростове можно было увидеть такую диковинку, как троллейбус-кафе: в нем могли перекусить водители на конечных остановках.

В постсоветские годы на магистралях царствовал европейский «секонд-хенд». И сейчас на маршрутах можно увидеть иномарки DAF и Skoda. А в 2008 году в Ростове появились те самые «зелененькие» – троллейбусы минского завода «Белкоммунмаш».

«Троллейбус оснащен транзисторной системой управления электродвигателем постоянного тока, это снижает потребление электроэнергии на 35%. У машин более плавные разгон и торможение. Троллейбус низкопольный, он оснащен панорамным ветровым стеклом и большими сдвижными форточками», – рассказал тогда о преимуществах новых машин Виктор Кочерга.

Сегодня ростовский троллейбус – самый малочисленный из видов городского транспорта. По данным обследования пассажиропотока, который провели в прошлом году, ежемесячно перевозит чуть более 1,392 миллиона пассажиров. Немногим лучше обстоит дело у трамвая – 1,395 миллиона. Для сравнения: маршрутки перевозят ежемесячно свыше шести миллионов человек, а большие автобусы – более 18,3 миллиона. На первый взгляд, гордиться «рогатому» в его нынешней ситуации решительно нечем.

В администрации Ростова все же считают по-другому.

«Экологически чистый, бесшумный и безопасный троллейбус – это транспорт сегодняшнего и завтрашнего дня», – подчеркнули в департаменте транспорта, заявив, что подвижной состав будет обновляться, а маршрутная сеть – развиваться. Более того: сегодня электротранспорт – самый «продвинутый» в городе: здесь уже работает система безналичной оплаты проезда. Хотя правды ради отметим: за все время пути от площади Карла Маркса до ЦУМа карточной в нашей «единице» не расплатился никто.

В любом случае, за перевозящего около 30 тысяч ростовчан в день юбиляра стоит порадоваться – хотя бы потому, что он дожил до своего 75-летия. Городов, где есть троллейбусное движение, в России осталось лишь 86.

Фото: Фото автора и с сайта Rostov-gorod.ru

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
7
ТОП 5
Мнение
«Месяц жизни в Гоа обходится примерно в 60 тысяч рублей»: россиянка рассказала, как уехала на зимовку к морю
Анонимное мнение
Мнение
Нужно ли «обезжиривать» новогоднее меню? Развеиваем мифы об оливье и селедке под шубой
Анонимное мнение
Мнение
Китайцы разрешают бензин АИ-92 для турбомоторов. Наш журналист считает это опасным популизмом
Анонимное мнение
Мнение
«Тупые никчемные мамаши»: как врачам сдерживать хамство, и что говорит по этому поводу медик, возмутившая всю страну
Анонимное мнение
Мнение
«Украла у меня 107 часов»: как корреспондент чуть не утонул в игре Baldur’s Gate 3
Кирилл Митин
Корреспондент
Рекомендуем
Объявления