Пилот триумфатора «Дакара», команды «КАМАЗ-Мастер», Эдуард Николаев дал открытый урок для ростовских студентов. В течение одного академического часа победитель «Дакара» рассказывал о жизни и быте автогонщиков, сложностях «Дакара» и достижениях отечественного автомобилестроения.
Победитель ралли «Оптик 2000 Тунис 2004», «Великая степь 2005», «Дезерт Челлендж 2005», «Тихий Дон 2008», «Дакар 2010», «Шелковый путь – серия Дакар 2010», «Хазарские степи 2010», призер «Дакар 2011», мастер спорта Эдуард Николаев входит в 384-ю аудиторию ДГТУ под аплодисменты. Впрочем, лишь они да разве что синяя форма команды «КАМАЗ-Мастер» выдают статус сегодняшнего лектора.
«Царевич» открыт и прост в общении. Дружелюбно, без долгих формальностей поприветствовав аудиторию: «очень приятно, что пригласили на такой урок», Эдуард переходит к делу, начиная с основного – «Дакара». На захват аудитории уходит чуть более пяти минут – именно за это время спортсмен успевает кратко изложить историю гонок, структуру, данные о быте команд и сложностях главного ралли планеты.
«Бывает, что КАМАЗы едут по 10-11 часов без остановки. В кабине температура доходит до плюс 60 градусов по Цельсию. Кондиционеров нет. Плюс пыль. В Аргентине находится самая засушливая пустыня планеты, здесь дождей не было уже 100 лет. После каждого грузовика пыль держится в воздухе очень долго, ничего не видно. В этой ситуации все зависит от штурмана, штурман – это 80% победы», – рассказывает Эдуард.
Остальное – это команда и автомобиль. На легендарном КАМАЗе легендарного Владимира Чагина Эдуард и приехал в Ростов. Приехал, кстати, после успешно пройденного первого тура чемпионата России «Золото Кагана», который проходил в Астраханской области. На них «КАМАЗ-Мастер» занял весь пьедестал почета, а экипаж Николаева стал третьим.
«Автомобиль, на котором мы приехали – это последняя версия, это победитель Дакара-2011. У автомобиля полный привод, двигатель – V8 в 950 лошадиных сил, объемом 18 литров. Разгон до сотни – 9,5-10 секунд. Максимальная скорость – 180 километров в час», – рассказывает спортсмен, уточняя, что «боевой» КАМАЗ стоит порядка 700 тысяч евро.
26-летний лектор укладывается в менее чем полчаса и приглашает аудиторию задавать вопросы. Студентов и преподавателей технического вуза интересует многое: от сугубо технических аспектов – ход подвески, привод, система охлаждения – до откровенной «бытовухи»: чем питаются спортсмены на «Дакаре», где и как отдыхают, каким образом «боевые» КАМАЗы доставляют в Латинскую Америку. Наступает время для небольшого интерактива: гость выбирает лучший с его точки зрения вопрос аудитории. Сувенир от легенды автоспорта достается выпускнику ДГТУ Максиму.
«Я слышал, что для того, чтобы КАМАЗы выступали, как и любые другие участники на «Дакаре», они должны выпускаться серийно. Я слышал, что в 2007-2008 году выпустили ограниченное количество. Их сейчас выпускают, или сделали просто несколько штук?» – поинтересовался студент.
«Чувствуется, что человек знает тонкости, действительно следит, это очень важные тонкости в нашем деле. Нужно не перешагнуть это, эти стандарты. Вот у голландцев был случай: они зарегистрировали два листа рессоры, а они поехали на трехлистовой рессоре. Они получали бронзу, и уже после финиша на технической проверке обнаружили несоответствие. И экипаж просто был снят», – рассказывает Эдуард Николаев, пока герой выходит на награждение.
«Вот смотрите, какие у нас студенты! Это – мой дипломник», – с гордостью произносит сидящий впереди.
А далее свой вопрос аудитории задает победитель «Дакара»: сколько раз выигрывал главную гонку планеты легендарный Владимир Чагин? Правильный ответ – семь – раздумий у аудитории не потребовал.
«Молодцы. А вот в Краснодаре, где мы проводили урок вчера, ответили правильно со второго раза», – хвалит практически уже «своих» студентов Эдуард Николаев.
Напоследок – автограф- и фотосессии. Последняя, естественно, возле легендарного боевого КАМАЗа.