Увеличить прогноз развития российского авторынка на 2011 год намерены эксперты Комитета автопроизводителей АЕБ. Решение принято по итогам продаж в первом квартале. По сравнению с январем-мартом 2010 года, дилеры продали на 77% автомобилей больше. Показатели региональных дилеров при этом в разы превосходят темпы общероссийского прироста. Впереди – только развитие, убеждено большинство экспертов 161auto.ru.
Программа утилизации, льготное кредитование и череда «русских автомобилей» смогли расшевелить покупательский интерес. Сдержанные эксперты Комитета автопроизводителей Ассоциации Европейского бизнеса (АЕБ), анализируя итоги первого квартала, не смогли удержаться от восторженных отзывов и даже заявили о грядущем пересмотре годового прогноза.
«Рост рынка за квартал и март 2011 года в размере 77% является очень внушительным. Таким образом заложен крепкий фундамент для сильного роста в течение всего 2011 года и для продолжения развития российского автомобильного рынка в сторону докризисного уровня. Официальный согласованный прогноз АЕБ на этот год пока остается на уровне 2,24 млн машин, но вместе с другими членами Комитета автопроизводителей мы пересмотрим эту цифру в течение апреля, и я ожидаю повышения нашего официального прогноза на 2011 год», – цитирует центр коммуникаций ассоциации председателя Комитета автопроизводителей АЕБ Дэвида Томаса.
Рост российского рынка радует не только международных экспертов. На Дону уровень продаж по ряду марок уже в 2010 году в разы превышал общероссийские показатели, рассказали в рамках дискуссионного клуба издания «Деловой квартал» представители зарубежных марок.
«Если говорить о нашей компании, мы в 2010 году выросли на 60%, несмотря на то, что показатели общероссийского рынка – плюс 15-17% по 2010 году. Мы анализировали динамику за последние три года и по росту продаж, и по обороту, и это – впечатляющие цифры даже для нас самих, – рассказывает директор по маркетингу AAA Motors Елена Кикоть. – На 2011 год мы ставим планку еще плюс 50%».
«В 2010 году прирост по марке KIA составил 200%. Бренд занял второе место по продажам в регионе, у нас – доля в 70% рынка по этой марке. Сегодня прирост к 2010 году по KIA – уже 50%. По итогам 2011 года будет судить о результатах», – рассказывает директор по продажам ГК «Артекс» Анжела Шейкина.
Наиболее осторожны в прогнозах дилеры бюджетных марок. Директор ООО «Астра-Авто» Сергей Гречишников рассказывает, что Opel попал в число марок, продажи которых в кризис обвалились катастрофически. На полное восстановление бюджетного сектора потребуется еще минимум год.
«Падение продаж Opel составило 80%. Докризисный уровень будет достигнут в лучшем случае к концу 2012 года, но даже по сравнению с прошлым годом рост идет около 40%. В первом квартале Opel вырос до 70%, по сравнению с четвертым кварталом 2010 года», – рассказывает эксперт.
Ситуация не только благодаря восстановлению покупательской способности, усилению веры россиян в собственное финансовое будущее и «оттаиванию» банковской политики. Вторая половина 2010 года запомнилась дефицитом автомобилей: спрос резко пошел вверх, а производители, сверставшие низкие планы, были не в состоянии его удовлетворить. Сегодня ситуация налаживается, и это добавляет дилерам оптимизма.
«Мы являемся представителями трех марок – Opel, Chevrolet и GM-АвтоВАЗ. GM-Автоваз периодически подводит с выпуском, в марте завод стоял 10 дней, банк заказов покрыт на четыре месяца. Chevrolet сейчас показывает рост порядка 30% из месяца. Автомобилей сегодня хватает. Если год назад предложение было очень ограничено, спрос был сумасшедший, то сегодня модельный ряд и тестовые машины у меня в наличии всегда», – рассказывает Сергей Гречишников.
Впрочем, дефицит бюджетного модельного ряда смогли обратить себе на пользу «одноклассники». О тенденции рассказал генеральный директор «Авто-Ревю2» Маркар Хаймахян. Компания, представляющая в регионе АвтоВАЗ и украинцев ЗАЗ Chance и «Богдан», в разгар утилизации столкнулась с неожиданной сложностью: продукция российского автогиганта попросту отсутствовала в рознице. Однако «вырулить» в прибыль все же удалось.
«В итоге очень хорошо стали продаваться «Богданы» и «Шансы», – говорит Хаймахян. – Сейчас АвтоВАЗ стал лучше работать, я думаю, выпуск выровняется, уже сейчас в продаже у дилеров появилось больше автомобилей, людям не приходится ждать по несколько месяцев».
Данные официальных дилеров демонстрируют: выбора у ростовчан станет еще больше. О заключении новых дилерских соглашений заявил в последние недели уже ряд серьезных игроков: «Артекс» теперь представляет интересы еще и АвтоВАЗа, в стадии подписания – соглашение с Mitsubishi. «Экспресс-Моторс» будет продавать редкий для региона, но от этого не менее статусный Cadillac: открытие центра, по предварительным данным, произойдет уже в мае.
«Мы продолжаем укреплять свои позиции на рынке, отказываясь от работы с негибкими брендами и заключая дилерские контракты с перспективными марками, – рассказал коммерческий директор группы компаний «Модус» Николай Зайцев. – На сегодня в портфеле компании уже 11 автомобильных марок. В первом квартале 2011 года в Липецке и Сочи начались продажи Peugeot и Nissan соответственно. В ближайших планах – начало продаж и обслуживания автомобилей марок Land Rover, Range Rover и Jaguar».
В любом случае, экономическая ситуация пока благоприятствует дальнейшему росту продаж. Эксперты, впрочем, не советуют расслабляться и прогнозируют, что в ближайшее время мировой автопром все же переживет ряд негативных последствий японских землетрясений и цунами. Однако определяющими для российского рынка в АЕБ считают другие факторы.
«Рост в годовом исчислении будет понемногу снижаться, отражая тот факт, что сравнительная база будет включать в себя продажи, пришедшиеся на программу утилизации, но при стабильно высоких ценах на нефть и продолжающемся восстановлении экономики мы сохраняем уверенность, что итоги и нынешнего года, и 2012-го не обманут наших ожиданий», – прогнозирует вице-председатель Комитета АЕБ Марк Овенден.
Фото: Фото с сайта Udf.by