Компания «Ё-авто» заявила о том, что начинает принимать заказы на первые отечественные гибриды уже в апреле текущего года. Свою заявку можно будет оставить на официальном сайте проекта. Но эта процедура снова проходит в загадочном стиле «Ё». Во-первых, заказ носит чисто формальный характер, то есть потенциальный покупатель указывает только типы кузова и привода, ни о каких опциях и конкретных комплектациях речи не идет. Во-вторых, сайт еще не запущен, хотя апрель начался. И, наконец, саму машину вы сможете получить к концу 2012 года.
По словам представителя «Ё-авто» Дмитрия Яроты, заказы станут своеобразным рыночным щупом. То есть производители смогут оценить интерес россиян к новому автомобилю, а также определить, где будет налажено дополнительное производство. Им может стать регион, откуда поступит больше всего заявок. Напомним, сейчас ведется строительство основной производственной площадки в поселке Марьино под Санкт-Петербургом.
«С чего-то надо начинать. Продукт новый, никому не известный, при прочих равных условиях других принципов выбора места я не вижу, – говорит директор по маркетингу и рекламе автосалона Артем Харжанович. – Скорее всего, массового производства в ближайшее время не будет, и планировать завод, с точки зрения какой-то транспортной логистики, смысла нет. Поэтому и решили: где больше заявок, там, возможно, и будет больший спрос. Насколько это правильно, покажет время. А прием заказов за год до серийного выпуска – вполне продуманный ход. Машины еще нет, а очередь расписана. В наших условиях вполне нормально анонсировать автомобиль за несколько месяцев до начала продаж. Это хорошо для понимания объемов рынка и, как следствие – для планирования объемов выпуска. Если люди готовы стоять в очереди год, то почему бы им не дать такую возможность. К тому же это первый автомобиль такого формата. Во-первых, он российский, во-вторых, еще и гибрид. Плюс ко всему необычный и яркий дизайн. Кроме того, предварительный прием заявок объясняется привлечением дополнительного капитала в строительство и развитие завода».
Заказы будут принимать без предоплаты – и это естественно, иначе кто пойдет на такой риск? Выставочные макеты автомобилей показали только в декабре, кроме Владимира Путина и авторов проекта на «Ё»-гибриде еще никто не ездил, да и срок ожидания машины длиною в полтора года не вызывает доверия. Не исключено, что эти заявки так и останутся на уровне пожеланий любопытных автомобилистов и рыночной разведки производителей.
«Место под строительство завода выбирается по многим критериям, в том числе с точки зрения логистики, близости к потребителю и по административным факторам. Да, производители «Ё-мобилей» соберут определенную информацию по спросу, но, скорее всего, большее количество откликов придет из центральной части страны, как и в случае с иномарками. Поскольку основной спрос формируется именно здесь, большинство площадок зарубежных компаний располагаются на европейской части России. Думаю, по «Ё-мобилям» картина сложится аналогичная», – говорит коммерческий директор крупного автомобильного холдинга Сергей Попов.
Между тем компания уже получила более 15 тысяч заявок, при этом Михаил Прохоров не уточняет, через какие ресурсы они поступают, и кто все эти люди: «Ё-мобилю» даже раскрутка не нужна! И мы даже думаем, как выпускать 45 тысяч «Ё-мобилей» в год!», – восклицает главный инвестор проекта.
Также сообщается, что первые тест-драйвы пройдут в мае-июне 2011 года: так люди смогут посмотреть машины в деле, а не в шоуруме, а также внести новые пожелания по усовершенствованию гибрида, прежде чем запустить его в серию.
«После презентации «Ё-мобиля» мы предложили присылать нам идеи по его улучшению и всего за три месяца получили огромное количество отзывов. Мы поняли: улучшать «Ё-мобиль» можно до бесконечности. Поэтому сейчас одна группа инженеров работает над производством по первоначальному проекту, а другая – продолжает улучшать и развивать проект, прислушиваясь к предложениям», – говорит г-н Прохоров.
Вообще выставлять автомобили на суд публики до серийного выпуска – это мировая практика.
«Она реализуется в концепт-карах, – рассказывает Сергей Попов. – Производители тем самым показывают будущее направление развития моделей, получают обратную связь, налаживают контакты с партнерами. Но при этом всецело ориентироваться на общественное мнение при запуске автомобилей – не самая успешная концепция. К примеру, несколько лет назад VW привез на Московский автосалон компактный автомобиль, предназначенный для развивающихся стран, некий бюджетный вариант. На выставке проводили опрос, который дал положительный результаты – люди признали машину весьма интересной. Однако на деле она так и не пошла на российском рынке. Сейчас на фоне масштабной пиар-кампании «Ё-мобиля» интерес к нему растет, а как проект выстрелит – это вопрос. В принципе было множество интересных концепций, которые широко в массы не пошли, оказались нишевыми. На мой взгляд, «Ё-мобиль» из той же серии. Хотя исключительно скептическую оценку проекту я давать не хочу».
На днях Владимир Путин совершил пробную поездку на «Ё-мобиле» и даже показал его президенту Дмитрию Медведеву. Как сообщает пресс-служба председателя правительства, в резиденцию привезли два гибрида – пятидверный микровэн и спортивное кросс-купе. Премьер на пробную поездку выбрал автомобиль побольше – бело-голубое купе.
«Я смогу доехать? Здесь недалеко. Не развалится по дороге «Ё-мобиль»?» – усомнился Владимир Путин, на что бизнесмен ответил твердым заверением, что за 10 км пути ничего не случится. «Ну название, конечно… Непонятно, откуда вы его взяли. Нет, может быть, даже и неплохо, во всяком случае внимание привлекает», – подытожил премьер.
Перед поездкой он поинтересовался о технических особенностях новинки и ее стоимости. Представители «Ё-авто» уточнили, что в топовой сборке гибрид будет стоить не более 450 тысяч рублей, и в этой комплектации будут полный привод, круиз-контроль, навигационная система GPS/ГЛОНАСС, климат-контроль и так далее.
Завод под Санкт-Петербургом должен заработать к концу текущего года. В 2012 году с этого конвейера должны сойти первые серийные «Ё-мобили». Посредством заявок производители пытаются спрогнозировать свое внедрение в регионы. А это, между прочим, один из этапов развития. Известно, что проект будет реализовываться на заводах трех типов: на одном выпускается большая часть деталей, на втором – комплектуется корпус, а на третьем ведется непосредственная сборка гибридов. Кстати, стать поставщиком комплектующих изъявила желание известная компания Magna, которая производит детали для GM, Ford, VW, Toyota, Mitsubishi, Honda и других мировых автоконцернов. Сейчас именно их двигатель Weber устанавливается в пробные «Ё-мобили». Все партнеры компании по планам должны определиться к концу 2011 года.
Между тем Прохоров активно подвигает проект строительства трасс сразу с заправочными комплексами, где можно будет подзаряжать «Ё-мобили». Таким образом бизнесмен пытается решить проблему отсутствия инфраструктуры, которая еще больше подпитывает людей скепсисом по отношению к его детищу.
«Что такое «Ё-мобиль»? Красивая сказка про хорошую жизнь. Могучая пиар-кампания, гремучая смесь научных вымыслов и красивых картинок, игра, условия которой постоянно меняются, виртуальный сериал на тему модернизаций, инноваций и прочих других «-ций», – пишет в своем блоге автоэксперт Тимур Хубаев. – Если бы это происходило на деньги налогоплательщиков, то, безусловно, стоило бы осуждения, но здесь все по-другому. Олигарх развлекается на «свои», получится у него, не получится – все равно. Я в этот проект, как и многие, не верю, но, быть может, ошибаюсь. Может, там есть что-то непостижимое и гениальное. Хотя и это можно спрятать под хитрыми словами «ноу-хау». А картинки все равно неплохие. И название тоже. Пока это все, что можно сказать».
Если ё-сайт в апреле все же заработает, и компания начнет собирать заявки, это еще раз докажет, что пока обещания производителей реализуются по плану. До этого момента презентации, выставки, оглашение технических моментов, выбор названия – все проходило по составленному сценарию.