Количеством жалоб ростовчан на обман со стороны автосалонов неуклонно растет. Представители автосалонов в свою очередь обвиняют покупателей в «потребительском экстремизме». Примирить стороны и разобраться в причинах противоборства попытались в ростовской мэрии.
За круглым столом в мэрии Ростова собрались представители Роспотребнадзора, чиновники от мэрии и администрации области, отвечающие за торговлю, представители общественных организаций, помогающих потребителям защищать свои права, и сотрудники крупнейших автосалонов города. На повестке дня – негласная война, сопровождаемая регулярными сражениями в судах области, между покупателями и продавцами автомобилей.
Начальник отдела туризма и защиты прав потребителей МУ «Департамент экономики города Ростова-на-Дону» Александр Головко отмечает: необходимость в семинаре назрела давно. Ростовчане все чаще и чаще жалуются на то, что автосалоны нарушают их права.
Подробнее об основных претензиях покупателей рассказал президент межрегиональной общественной организации «Комитет защиты прав потребителей Южного федерального округа» Юрий Гусаков.
«Среди наиболее часто встречаемых нарушений сегодня можно выделить нарушения, связанные с затягиванием срока передачи автомобиля покупателю, – привел он статистические данные. – Порой в договорах мелким шрифтом прописано, что передача автомобиля должна осуществляться спустя определенный срок после его поставки в автосалон. Таким образом, покупателя, который не разграничивает понятий «передача» и «поставка», попросту вводят в заблуждение».
Также участились случаи поступления жалоб по поводу несвоевременной выдачи паспорта транспортного средства (ПТС) при покупке автомобиля. Нарушаются и сроки поставки в рамках программы по утилизации старых автомобилей. Кроме того, участникам этой программы иной раз достаются отечественные автомобили цвета или даже комплектации, которые отличаются от указанных в предварительном договоре.
Коллегу дополняет председатель Региональной общественной организации «Союз поддержки защиты прав потребителей «Правозащитник»» Геннадий Зинков. Он напоминает: в автосалонах не имеют права отказывать в проведении гарантийного ремонта по той причине, что специалист болен, либо отсутствуют те или иные запчасти.
Представители автосалонов выслушали нарекания в свой адрес, но в долгу не остались и обвинили покупателей в … «потребительском экстремизме» – в желании, манипулируя юридическими нормами, не защитить свои права, а получить определенную выгоду. Как говорит менеджер по работе с клиентами автосалона Volkswagen ООО «Л-Авто» Виталий Маслянский, ежемесячно в компанию организацию обращаются до десятка таких недобросовестных клиентов. Купил человек машину, разонравилась она ему через годик, вот и начинает клиент выискивать в ней недостатки и заваливать салоны жалобами. Или не прочитает внимательно условия договора, а потом удивляется, откуда это у него взялась в комплектации сигнализация, которую он не хотел… А бывает и такое: нарушит правила эксплуатации, а потом пытается получить гарантийной обслуживание. Так и начинается череда затратных для салонов экспертиз и судебных разбирательств.
Начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Ростовской области Станислав Ахумов, улыбнувшись, попытался примерить стороны. Юридическое просвещение жителей Дона, на которое были затрачены немалые ресурсы, не прошло бесследно. Итог закономерен: потребитель не просто выучил назубок свои права, но и научился их отстаивать.