Грузоперевозчики просят президента РФ отменить распоряжения минтранса о весенних ограничениях проезда большегрузов: документ ставит на грань коллапса экономику страны и потворствует коррупции. К вступлению в силу постановления планировались акции протеста. Первая должна была пройти на территории Ростовской области, однако акцию пришлось отменить. На сторону водителей в регионе неожиданно стала российская традиция исполнения законодательства.
В России с 25 марта начался сезон ограничений на проезд большегрузных машин по федеральным автодорогам. Ежегодно ограничения вводит минтранс для снижения нагрузок на дороги во время весенней распутицы. В Ростовской области с 25 марта по 24 апреля ограничения вводятся на участках четырех автодорог.
«Расчет ущерба, который наносится дорожному полотну в весенний период, идет по более высоким нормативам, чем в другое время года. По сути, весенние ограничения – экономический механизм, препятствующий ускоренному разрушению полотна дороги, поскольку перевозчик сто раз подумает: подождать или платить больше», – считают в Росавтодоре.
Чем на деле оборачивается забота дорожных чиновников о трассах, намеревались продемонстрировать активисты профсоюзного движения. Ростовская область как регион, с которого начинается шествие ограничений по стране, должна была стать местом проведения первой в РФ акции протеста под эгидой межрегионального профсоюза «Дальнобойщик».
«Ограничения по весу в качестве меры для защиты дорог – это просто абсурд. Нужно строить нормальные дороги, это первое. Далее – по сами ограничениям. Они не распространяются на ряд товаров, в их числе – продукты питания, ГСМ, материалы к посевной. Но чем, с точки зрения нагрузки на покрытие, отличаются 20 тонн кирпича от 20 тонн продовольствия? Трубы повозить нельзя, а такие же по весу партии лекарств – можно», – рассуждает один из организаторов акции, руководитель транспортной компании Сергей Семеньков.
Однако акцию протеста в Ростовской области пришлось отменить. И дело – не в давлении со стороны властей либо вероятном отсутствии «кворума» участников. Как выяснилось в ходе подготовительной поездки, столь убийственное с точки зрения перевозчиков ограничение на Дону... попросту не работает.
«Федеральная трасса М-4 «Дон» – от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска, передана в доверительное управление Государственной компании «Автодор». Тут главное не запутаться в похожих названиях, ибо Федеральное дорожное агентство – «Росавтодор» – и госкомпания «Автодор» – разные структуры. То есть, грубо говоря, балансодержателем М4 является ГК «Автодор». Она же отвечает за сохранность полотна, должную эксплуатацию, ремонт и обслуживание и т.д. Но весовые комплексы, СПВК, числятся за территориальными органами Минтранса!!!! Всё поняли? Или ничего не поняли? ОФИЦИАЛЬНО, ЛЕГИТИМНО, ПО-ЗАКОНУ – на федеральной трассе М4 весовые параметры и осевые нагрузки контролировать некому", – пишет в итоговом отчете глава межрегионального профсоюза «Дальнобойщик» Валерий Войтко. Орфография и пунктуация оригинала сохранена.
Масла в огонь подлил в разговоре с профсоюзными активистами начальник Ростовского территориального управления Государственной компании «Российские автомобильные дороги» Вячеслав Болдырев. СПВК, расположенные в зоне его ответственности, закрыты, сотрудники, там находящиеся, в сущности охраняют оборудование от разграбления и вандализма, подчеркнул он. И в случае если пункт «работает», и «персонал» собирает деньги за перевес, речь идет о мошенничестве. О котором можно и нужно сообщать в Госкомпанию. Телефон ростовского управления — 8 (863) 250-56-83, приемная председателя правления Госкомпании в Москве – +7 (495) 784-68-80, +7 (495) 784-68-81.
Не могут осуществлять контроль за соблюдением весовых параметров в период весенних ограничений 2011 года и сотрудники ГИБД: согласно действующим нормативным актам, инспектор может лишь оштрафовать за проезд под знак, но опять же – факт нарушения выявляется... только при взвешивании. А управление госавтодорнадзора полномочно только предоставить оборудование и специалистов по заявкам уполномоченных органов. Таким образом, делает вывод Валерий Войтко, следить за исполнением законодательства на трассе, которой управляет госкомпания, попросту некому.
«Возможное противоядие: на трассе М-4 по Ростовской области требовать официального заполнения акта и протокола. Все, что без протокола – липа», – резюмирует руководитель профсоюза «Дальнобойщик».
Таким образом, продолжает Сергей Семенько, в Ростовской области весовой контроль осуществляется лишь на двух стационарных постах участков трасс, которые принадлежат ФДА: СПВК Самбек и пост в Морозовске. Правда, у грузопотоков здесь – совсем другой коленкор. Так, через Самбек проходят в основном украинские автомобили, которых весенние ограничения не заботят.
«Государство придумало нормативный акт, но он не работает», – предельно четко обрисовывает ситуацию Сергей Семенько.
«В Ростове-на-Дону действительно цветочки… Ростовчанам, если работать по месту, действительно почти повезло», – констатирует Валерий Войтко. Остальным регионам повезло намного меньше, и чем весенние ограничения обернутся там, перевозчики уже предчувствуют.
На днях президент НП «Объединение перевозчиков Сибири» Вячеслав Трунаев записал видеообращение к президенту России. Транспортным предприятиям, которые не подпадают под исключение ограничений, фактически приказано остановить свою деятельность с 25 марта по 25 июня, говорит Трунаев.
«На отдельных участках ограничения осевых нагрузок установлены не более пяти тонн, а кое-где четыре и даже три тонны. Транспортные средства, которые эксплуатируются по дорогам России, устроены так, что даже без груза нагрузка на переднюю ось тягача составляет пять тонн. Следовательно, чтобы не нарушить требования вышеуказанных приказов Минтранса РФ, нам, перевозчикам, необходимо остановить свои предприятия, а водителей и технический персонал распустить в неоплачиваемый отпуск на три месяца», – подчеркивает глава объединения перевозчиков Сибири, добавляя, что ситуация от этого не изменится, грузы все равно будут перевозиться, но выгоду от этого государство не получит.
«Отряд коррупционных исполнителей весенних ограничений растет как на дрожжах. Любой перевозчик знает размер так называемой таксы для проезда через пост весового контроля в том или ином регионе, – рассказывает Трунаев. – Исходя из вышесказанного, просим: наложить мораторий на исполнение заведомо коррупционноемкого Приказа министерства транспорта РФ №21 от 09 марта 2011 года».
О реакции на обращение Гаранта Конституции пока ничего неизвестно. Однако структуры Минтранса уже выказали недоумение по поводу недовольства грузоперевозчиков. Компании-перевозчики давно переходят на время ограничений на малотоннажные грузовики, а серьезных убытков это причинить не может, рассказал в эфире радио «Вести ФМ» начальник управления эксплуатации и сохранности автодорог Росавтодора Игорь Астахов.
«Верно, что перевозки станут менее прибыльными, но тем не менее совсем они не встанут. Серьезного влияния на стоимость продуктов или других видов грузов весенние ограничения не окажут, потому как этот период достаточно краткосрочный. В отдельно взятом субъекте, а чаще всего перевозки у нас осуществляются в пределах одного субъекта, длительность периода ограничения составляет не более 30 суток. В смежных регионах бывает разница в 5-10 дней, что тоже некритично», – разъяснил Астахов.