Формально программа утилизации автомобилей завершена: счетчик сертификатов Минпромторга обнулился, отказные сертификаты планируется раздать до июля. Продолжения госпрограммы в легковой ипостаси не планируется, говорят чиновники. Между тем АвтоВАЗ заявил о намерении разработать собственную программу утилизации.
Программа утилизации разрабатывалась как мера поддержки отечественного автопрома на время кризиса. В 2009 году продажи легковых автомобилей в России снизились вдвое. Тогда в Минпромторге разработали программу утилизации автохлама и запустили ее 8 марта 2010 года. На реализацию проекта из федерального бюджета выделили 11 миллиардов рублей. В августе 2010 года начался второй этап программы, на который направили еще 10 миллиардов рублей. В середине марта сертификаты государственной программы утилизации автомобилей закончились. Директор департамента автопрома Минпромторга РФ Алексей Рахманов сообщил, что остались еще 30-40 тысяч документов, от которых отказались покупатели. Их планируют выдать до июля. После этого программа официально завершится, и новых этапов не будет.
«Продолжение программы пока не планируется, за исключением нового эксперимента по утилизации грузовиков и автобусов, – сообщают в пресс-службе Минпромторга РФ. – По состоянию на октябрь 2010 года выдано 400 тысяч свидетельств об утилизации, продано более 320 тысяч автомобилей, передано клиентам более 250 тысяч автомобилей. До получателей доведено порядка 11,6 миллиарда рублей».
В свою очередь заместитель министра промышленности и торговли РФ Андрей Дементьев рассказал, что российская программа утилизации стала одной из лучших в мире. А по данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, благодаря этому проекту в 2010 году продажи легковых автомобилей в России выросли в 1,5 раза – до 2,24 миллиона штук по сравнению с 2009 годом. Однако будет ли жизнь после программы, эксперты рассуждают без оптимизма. Под ударом может оказаться экономика АвтоВАЗа, для поддержки которого программа и создавалась.
«Программа утилизации оказала колоссальное воздействие на спрос продукции АвтоВАЗа, – считает директор по исследованиям маркетингового агентства ABARUS Market Research Вера Никольская. – В России количество людей, для которых сумма 50 000 имеет решающее значение при покупке автомобиля, очень много. Программа свертывается, но желающие еще остались. Официальных заявлений о продлении программы нет; возможно, государство сначала посмотрит, как будет вести себя спрос на отечественные авто в отсутствии «допинга». Но в случае откровенных проблем со сбытом, скорее всего, какие-то подобные инструменты снова будут внедряться. Судя по всему, об этих инструментах надо думать уже сейчас».
И российский автогигант уже подумал. Пресс-центр завода заявил, что планирует уже в этом году внедрить собственную программу утилизации.
«Мы почти 50% продаем по программе утилизации, из них половина могла бы быть коммерческими продажами», – сообщил вице-президент по продажам и маркетингу ОАО «АвтоВАЗ» Артем Федосов. – В отличие от государственной наша программа позволила бы принимать в утиль старые машины не только у частных, но и у юридических лиц».
О деталях вазовской программы пока не сообщается. «О запуске собственной программы утилизации говорить преждевременно, – добавил начальник пресс-центра ОАО «АвтоВАЗ» Александр Шмыгов. – АвтоВАЗ пока только начал работу над ней».
Будет ли «индивидуальная» программа утилизации популярна среди автомобилистов, во многом поэтому сказать непросто. Единого мнения среди респондентов 161auto.ru, которые планируют в ближайшее время менять автомобиль, нет.
«Я как-то с сомнением отношусь к госпрограммам, да и моя «семерка» нормально бегала до последнего времени, поэтому мимо утилизации пролетел. Но, честно говоря, снова брать вазовскую модель не хочется, а новые иномарки в салонах даже с этим ваучером на 50 тысяч дороговаты. Поэтому присматриваюсь к подержанным иномаркам», – рассказывает торговый представитель Анатолий.
«Я недавно меняла машину, и, честно говоря, на фоне предложения иномарок на вторичном рынке АвтоВАЗ бледно выглядит. Мы взяли в итоге VW Polo 2007 года за 390 тысяч, машина, как говорится, «все включено», никаких вложений не требует. Но это VW, а не голая комплектация ВАЗа, которая выглядит дешевле, но на деле выходит дороже. Хотя могу сказать, что без внимания утилизация от АвтоВАЗа не останется: если программу грамотно проработать, солидная скидка может стать решающим фактором», – говорит специалист по маркетингу Ольга.
Впрочем, продукция АвтоВАЗа и без того была лицом программы утилизации. Среди автомобилей, приобретаемых по программе утилизации, на долю Lada приходится порядка 80% от общего числа покупок. Второе место занимает продукция Renault (7,6%), далее следуют Skoda (2,7%), Ford (2,35%), Chevrolet (2,23%), ГАЗ (1,96%), УАЗ (1,57%) и FIAT (1%).