«Ничего личного – только бизнес. Вы бы у Лени Голубкова стали сапоги покупать? То-то же...» – рассказывает мне Андрей, сидя в одном из ростовских кафе.
Не рассказывает – вещает.
Машину он купить решился не вдруг – давно запланировал. Человек не бедный, из тех, кого принято называть russian middle class. Маленький, но свой и стабильный бизнес, частые разъезды, холостые друзья. Почему молодой и вполне здравомыслящий человек решил купить «Ладу»? Не знаю. Он говорит, что подумал хорошо.
«В том автосалоне в 2006 году я вполне удачно купил «Калину» хэтчбэк в комплектации «стандарт», а спустя два года, по моему совету, приятель там же купил такую же модель в той же комплектации, – рассказывает молодой патриот отечественного автопрома. – И ничего! Машинка довольно надежная, много раз выручала. Да и в сервисе дешево обходится. Пробеги – немалые, так и дилеров АвтоВАЗа в ЮФО полно. Конечно, кондиционера не хватает и приемистости, чтобы прибавить иногда газку по трассе, да и просто комфорта хочется побольше. Поэтому сначала решил – «Лада Калина» «люкс». Хорошая комплектация, мотор «приоровский» 1,6 ,«кондей», АБС – что еще надо?! Но когда я на этот «люкс» глянул, то как-то сразу и не понял, чем он отличается от моего «стандарта». Ну, чисто визуально – чем? Тогда-то мне и попалась на глаза «Калина – Спорт»...»
А кому она тогда не попадалась на глаза? Какой канал не включи – везде желтая «Калина» с Путиным внутри. Колесит премьер, владения разглядывает и не устает крепостных машиноделов хвалить: и комфортная «Лада» получилась, и шустрая.
Друзья Андрея сразу стали отговаривать: за 400 000 рублей можно не то что китайскую хорошую модель подобрать, «корейца» неплохого купить. На крайний случай – подержанного, но добротного и комфортного «европейца». Но парень гнул свою линию. «Да не может быть наш автопром хуже китайского! Поглядите, как премьер на «Калине» рассекает!» – не унимался оптимист. «Нууу, прикольно!» – пожимали плечами товарищи, глядя выпуски новостей.
Казалось, фортуна встала на его сторону: это на всякие «фокусы» очередь на полгода в салонах, а «Ладу Калина Спорт» в салоне «Лада-Таганрог» ему предложили с первого звонка.
Ухватистый менеджер, узнав, что Андрей и сам покупал машину в бывшем «Лада-Форварде», а ныне «Лада-Таганрог», и другу посоветовал, заговорщицки подмигнул и пообещал суперлояльного клиента поощрить. «В качестве бонуса – будут вам коврики в салон и в багажник», – пообещал он. Мелочь, а приятно.
Дальше – только личные записи Андрея.
«1 марта 2011 года делаю первый взнос в автосалон в размере 130 000 рублей. Для оплаты по безналичному расчету банк просит предоставить копию ПТС. Менеджер автосалона говорит мне: «Сорри, но у нас ПТС наполовину отсканированный, если для банка подойдет такой вариант, мы допишем ручкой номера и заверим своей печатью». Банк отказался»...
«Долго думали с менеджерами, что делать, и он предложил: заключить с автосалоном договор купли-продажи с указанием первого взноса и остатка суммы за автомобиль. Автосалон выписывает мне счет для банка. Я становлюсь обладателем 30% автомобиля «Лада Калина Спорт» – с любой стороны! Но машину не отдают, пока не будет оплаты 100% стоимости авто. «Лада-Таганрог» оплачивает заводу изготовителю всю сумму, после этого приходит оригинальный ПТС, мы делаем копию, несем ее в банк, банк оплачивает остаток суммы, после прихода остатка денег на расчетный счет автосалона – машина моя!»
«По прогнозам менеджеров, ПТС придет не раньше 10-12марта – праздники + выходные + российский пофигизм, ну, как-то так»...
«Не теряя времени зря, прицениваюсь к сигнализации, антикору, тонировке и прочему – наш все-таки автомобиль, надо после покупки поухаживать за ним и полюбить немного дополнительным оборудованием. Чтобы потом не подвел на дороге или где-нибудь в глухомани, где есть только авто станция «У дяди Ашота»...
«Купил: сигнализация – 3500 руб, GSM модуль – 6000 руб, обходчик иммобилайзера – 800 руб, доводчик стекол – 4 стекла цена 1200 руб, датчик объема однозонный – 500 руб, автомагнитола – 6000 руб, акустика – 4000 руб, установочные кольца в двери МДФ – 300 руб, парктроник 8 датчиков – 6000 руб, ксенон в противотуманки – 3000 руб, омыватель фар – 2000 руб. Итого: 33 300 + стоимость работ 50 000 = 83 300... М-да... машина, которой у меня еще нет, уже обходится мне в 467 300 рублей...»
«УРА! 12 марта ПТС пришел в салон!»
«Заполняю и подписываю кредитный договор. 7% годовых. Еще одна приятная новость: КАСКО в кредите сразу, оплата на три года 72 000 руб, со слов девушки, оформлявшей кредит – по-другому никак! Иначе ставка выше, 11% годовых вместо 7%. Дальше – лучше: пластиковая карта РАТ за 7700 руб от банка в счет кредита. ПРИКОЛЬНО!»
«ОСАГО+ДОСАГО сделал сам за 4000 руб с неограниченным количеством управляющих автомобилем. С учетом переплаты по кредиту – 52 000 руб – «Лада Калина Спорт» обходится мне в 599 000 руб. Ну и черт с ним – брать так брать!»
«15 марта деньги поступили на расчетный счет автосалона, приезжаю за машиной. Мне дают подписать договор купли, акт приема передачи транспортного средства, оригинал ПТС, сервисную книжку. Мол, все проверено, не переживайте, машина исправна и в порядке, обратите внимание на печать по предпродажной подготовке. Уже завели – работает как часы!»
Впервые прикоснувшись к долгожданной и такой дорогой покупке, Андрей испытал почти благоговейный трепет. Она сверкала, благоухала и требовала мужского внимания.
Ковриков в салоне «Калины» не было.
Андрей поднял глаза и встретился взглядом с менеджером. «Коврики? – удивился тот. – Это вы меня неправильно поняли насчет подарка! Вот если бы вы оплатили 2 000 руб в кассу и эти деньги отдали бы мне, то стоимость авто была бы 382 000 руб + 2000 руб оплата ковриков». «Не понял», – сказал Андрей и пошел уточнять схему у главного менеджера, где тут же был поставлен в известность, что акция «Коврики – в подарок!» закончилась в прошлом году. «А вот тот... он обещал... А как же так?» – не находил слов от возмущения покупатель. «Парень, забирай свою машину и приезжай в субботу, – успокоил его «главный». – Привезу я тебе коврики. А может, и не привезу...»
Настроение было подпорчено, и Андрей решил поднять его единственным возможным способом – испытать покупку. Он сел за руль, машина легко завелась, послушно вырулила на площадку, приготовилась... и... вторая передача отказывалась включаться.
«На новой машине (!), которая прошла предпродажную подготовку (!), куплена в автосалоне официального дилера ОАО «АВТОВАЗ» (!)»– свои эмоции Андрей до сих пор сдерживает с трудом. Задним ходом подрулив к удивленным менеджерам, которые все это время наблюдали за его передвижением, он, вылетев из салона, задал им один возможный в данной ситуации вопрос: «Какого...?!»
Ошарашенные сотрудники автосалона по очереди прокатились в «Калине Спорт» исключительно на первой скорости.
Первым пришел в себя тот самый ухватистый менеджер. «А что ты хотел?! – искренне удивился он. – У меня на «акценте» скорости тоже плохо переключаются! Оставляй машину – будем разбираться. И коврики тебе подарим!»
Его старший коллега оказался способным к более конструктивному мышлению. «Предпродажную подготовку не я делал, – сначала заявил он. – И вообще: ты видел у нас здесь трек? Правильно – полигона у нас нет, это тебе не Тольятти! – но потом сменил гнев на милость, предложил, – знаешь что, езжай на АвтоВАЗ станцию – пусть по гарантии делают! Это Российский автомобиль, нечего возмущаться».
«Знакомые звонят, смс-ки шлют, с покупкой поздравляют, а я сижу и с адвокатом советуюсь, что в этой ситуации делать», – вспоминает Андрей.
Оказалось, поменять машину на другую невозможно – экземпляр редкий, в наличии у автосалона их нет. Попытка грамотно «наехать» на менеджеров закончилась легким скандалом: покупателя отправили качать права в центральный офис ул. Галицкого, 8 в Таганроге.
«И что ты в итоге сделал?» – спрашиваю я, когда официант уносит очередную партию пустых чашек.
«Оставил машину на парковке салона, написал отказ от приобретения неисправного автомобиля, отозвал деньги из банка, – устало смотрит Андрей на проезжающие мимо авто. – Но – самое главное – я так и не понял, кто кого обманул : АвтоВАЗ – Путина или Путин – меня?..»