Общественный транспорт Ростовской области должен помолодеть. Такую задачу поставил губернатор Ростовской области. В регионе планируется создать специальный инвестиционный фонд, который будет помогать АТП в приобретении новых автобусов. Кроме того, транспортникам рекомендуют присмотреться к программам лизинга. Руководители АТП с необходимостью обновлять технику соглашаются, но сначала призывают чиновников решить задачи поважнее. К примеру, ограничить политиканство местных властей в вопросах формирования тарифов.
Обсудить дела насущные руководители АТП и областной минтранс решили на конференции в рамках форума «СтимЭкспо». Главным вопросом встречи стала господдержка АТП в вопросах приобретения новой техники. Как отметил заместитель министра транспорта Ростовской области Евгений Лебедев, сегодня это – задача областного масштаба.
«Задача обновления подвижного состава поставлена губернатором Василием Голубевым. Он сам изначально – автотранспортник, поэтому знает ситуацию. В министерстве создана рабочая группа, которая займется решением проблемы», – говорит Евгений Лебедев.
Основная головная боль «транспортных» чиновников – это частные АТП. Если у муниципалов есть шанс получать технику в рамках программ господдержки, частникам приходится рассчитывать на свои силы. К чему это приводит, особенно четко видно в Ростове-на-Дону, где разница в возрасте муниципального и коммерческого парков достигает десятилетия.
«По возрасту у нас муниципальный транспорт – шесть лет, коммерческий – 13-14, – уточняет директор МУ «Департамент транспорта» Ростова-на-Дону Геннадий Клейменов. – Необходимо разработать программу софинансирования, либо продумать выдачу коммерческим предприятиям беспроцентных кредитов».
Как государство может помочь частным перевозчикам, уже практически придумала та самая рабочая группа по обновлению подвижного состава. Вероятнее всего, в Ростовской области будет сформирован специальный фонд, из которого АТП и будут получать финансовую помощь, рассказал представитель рабочей группы Николай Сидоров.
«Один из возможных вариантов развития событий – это создание инвестиционного фонда в формате некоммерческого партнерства, что позволит создать единый алгоритм финансирования. Фонд будет создаваться за счет бюджетных средств. Бюджетные строчки можно было бы перенаправить в фонд, он занялся бы финансированием авансовой части в рамках программы лизинга. Мы рассчитываем, что при ежегодном пополнении такого фонда на уровне 100-150 миллионов рублей мы сумеем обеспечить приобретение транспорта на 700-750 миллионов», – говорит Николай Сидоров.
Активно включились в работу и лизинговые компании. Правда, как отмечает заместитель руководителя по развитию ОАО «Государственная лизинговая транспортная компания» (ГЛТК) Виктор Новоченко, при работе с АТП компания сталкивается с рядом трудностей.
«Конечно, любой желающий может сегодня зайти и оформить заявку на нашем сайте. Однако сложность в том, что большинство АТП сегодня – убыточные предприятия, и в классической схеме дать деньги довольно сложно», – отмечает эксперт.
«Здесь единственная проблема – недобросовестная финансовая отчетность, назовем ее, мягко говоря, серой. Это, наверное, один из главных сдерживающих факторов», – более конкретно обрисовывает ситуацию Евгений Лебедев.
О лизинге как о реальном выходе говорит и директор по продажам ООО «Русские Автобусы – Группа ГАЗ» Олег Печенежский. Он отмечает, что в обозримом будущем автобусы дешеветь не будут, кроме того, АТП в вопросах закупки техники нет особого смысла экономить.
«Рынок автобусов будет расти на 10% в год, стоимость автобусов будет расти, но мы будем по качеству догонять мировых производителей, – прогнозирует эксперт. – И путей выхода два: рост тарифов или снижение затрат. Мы как производители делаем все для их снижения. И сегодня требования к автобусам меняются: если раньше задумывались о цене, то сейчас речь идет о стоимости владения автобусом. Цена – это верхушка айсберга, дальше начинается сервис, запчасти, обслуживание и так далее. И при высокой стоимости сейчас стоимость владения становится ниже».
Совещание планировалось завершить за час, однако после выступлений спикеров руководители АТП в наглядной форме демонстрируют, что серой отчетностью и высокой стоимостью проблема не исчерпывается.
«В Ростовской области нужно установить единый тариф на проезд, и чтобы устанавливался он на областном уровне. Сегодня я прихожу в администрацию, мне говорят: тариф шесть рублей. И я понимаю, что, знай я о таком 10 лет назад, когда пришел в отрасль, не стал бы в ней вообще работать. Они просто играют в политику! Вы представьте себе, что такое Красный Сулин, это шахтерские поселки разбросанные, и у меня на одном маршруте работает один автобус. И он не имеет права сломаться. Мы сейчас защищаем тариф в 10 рублей, и чтобы защитить тариф, мы должны купить хотя бы один автобус», – говорит директор АТП из Красного Сулина.
При этом автобусы не просто дорогие: приобретать их не очень целесообразно. Присутствующего на встрече представителя Группы ГАЗ упрекают в ом, что отечественный автопром не следит за реальными потребностями клиентов.
«Не надо нам шасси Scania, Mercedes. Мы просим, добиваемся: нам нужен 24-местный автобус, на Украине я такой видел на базе «Газели». В чем у нас сложность?» – недоумевает еще один участник совещания.
Генеральный директор ОАО «Донавтовокзал» Сергей Заец вообще ставит под сомнение саму идею омоложения подвижного состава.
«Вы назвали по Ростову возраст в три года, а производитель в то же время дает срок службы кузова 10-12 лет. То есть производитель закладывает ресурс, который обеспечит рентабельность приобретения транспортного средства. И вопросы экономики мы здесь никак не сможет обойти, – говорит эксперт. – Я убежден, что любой перевозчик, который приобретает новое транспортное средство, должен быть уверен в перспективах работы своего предприятия. В этом году была ситуация не совсем хорошая по АТП-1 Ростова. Они приобрели по лизингу 20 автобусов, специально под 40-й маршрут и в итоге остались без маршрута. И никаких претензий не могут предъявить, поскольку все это было якобы на уровне разговоров. Нужно четко понимать: если срок окупаемости составляет пять лет, то эти пять лет перевозчик должен работать».
Совещание, которое планировалось провести за час, значительно растягивается во времени: у донского транспортного айсберга проблема омоложения подвижного состава оказывается лишь верхушкой. И сегодня очевидно лишь одно: общественный транспорт Ростовской области должен помолодеть. Такую задачу поставил губернатор Ростовской области.