Эксперты проанализировали, какие автомобили предпочитают россияне. Согласно данным за последние десять лет, трон под седаном начинает покачиваться. На рынке растет доля хетчбэков. Кроме того, все больше россиян пересаживаются на внедорожники. Потребность в универсалах, минивенах и купе снижается, а пикапам остается довольствоваться крохами со стола. Ростовские дилеры любовь к хетчбэкам подтверждают, однако по поводу пикапов не согласны: доходит до того, что их попросту не бывает в свободной продаже.
В базе автообъявлений портала 161auto.ru безраздельно правят седаны. Предложений о продаже автомобилей с таким типом кузова в три раза больше, чем хетчбэков. На третьем месте по популярности – внедорожники. Есть около двух десятков предложений по купе и один кабриолет. BMW Z4 2005 года предлагают за 680 тысяч рублей.
Последние десять лет структура спроса изменялась, и в этих переменах есть тенденция. К примеру, хетчбэков по стране за этот период стало больше на 5%, внедорожников – в два раза. Вместе с этим снизилась потребность в универсалах, минивенах и купе. Самыми стабильными оказались седаны – они занимают почти половину всего рынка страны. Почти не меняется ситуация с кабриолетами, доля которых выросла с крошечных 0,3 до 0,4%, и пикапами, которых стало тоже немногим больше – 1,2%. Таким образом, самые интересные модификации для россиян – седаны, хетчи и внедорожники.
«На самом деле уменьшение доли минивенов и универсалов на нашем рынке вызвано размыванием границ между кузовными версиями. По сути, кроссоверы – это универсалы, поэтому, когда возникает вопрос, что купить – универсал или «паркетник», выбор в большинстве случаев делается в пользу вторых, – считает исполнительный директор Ассоциации автомобильных дилеров Александр Рулевский. – Кстати, эта тенденция хорошо просматривается на примере развития Volvo: сначала они выпускали универсалы, потом перешли на универсалы повышенной проходимостью, позже занялись «паркетниками». Универсалов в чистом виде, которые существовали в середине-конце 90-х годов, сейчас не найти. Минивэны пошли «вглубь», то есть их различные модификации стали называть по-разному: «микровэны», «компактвэны» – они попали в разные классы. Фактически это такое же размывание границ. Поэтому утверждать, что спрос на универсалы и минивены снижается, я бы не стал».
Действительно, производители в последние годы наметили одну явную тенденцию создавать модификации имеющихся моделей. К примеру, хетчбэки обвешивают пластиковыми бамперами, увеличивают клиренс и выводят на рынок еще одну модель, занимая промежуточную классовую нишу. Примеры из последних новинок – Renault Sandero Stepway или Skoda Roomster и Fabia Scout. У тех же Renault есть модели Espace и Scenic: по факту оба минивены, только первый позиционируется как компактвэн.
Согласно статистике SmartUs.ru, явное стремление вверх у хетчбэков наметилось пять лет назад: их доля увеличилась с 17,4 до 19,3% и продолжает расти до сих пор. В прошлом году они заняли почти 23% рынка. Это связано с тем, что кузов становится популярен в разных сегментах: от А до D-классов, среди них самые покупаемые модели Ford, Renault, Kia, Hyundai и, конечно, Lada. Кстати, всплеск интереса к «европейскому» кузову пришелся как раз на 2007-2008 годы, когда АвтоВАЗ стал выпускать «Калины» и «Приоры» хетчбэки. Сейчас эта модификация популярна в сегментах B и C – там предложение самое широкое.
«Сегодня покупатели предпочитают в основном хетчбэки. Ростовчане ценят их за большой просторный салон и вместительный багажник. Для горожанина такой тип кузова весьма удобен: он компактный, но при этом довольно практичный за счет возможности складывать задний ряд сидений», – рассуждает начальник отдела продаж компании «Гедон-Трейд» Алексей Икоев.
А вот класс миниатюрных автомобилей, который весь состоит из хетчбэков, занимает только 2,3% рынка. Daewoo Matiz, Kia Picanto, Chery QQ, Peugeot 107, Chevrolet Spark, Citroen C1, Toyota IQ – есть из чего выбрать, однако стабильно невысокий спрос на них держится на протяжении нескольких лет – на уровне 2%. Согласно данным «Автостата», с 2008 года доля А-класса на рынке увеличилась всего на 0,1% – с 2,2% до 2,3%. Тройка самых компактных лидеров выглядит следующим образом:
Относительно небольшой интерес к этим машинам объясняется их «утрированно» компактными размерами, которые с практической точки зрения подойдут не каждому. По природе это городские автомобили, соответственно, поездки часто ограничиваются мегаполисом и асфальтированными трассами. Еще одна веская причина не в пользу А-класса – цена.
За аналогичные или чуть большие деньги можно выбрать экземпляр из сегмента посерьезнее. Например, IQ стоит почти 778 тысяч рублей – это ценник Toyota Corolla, Ford Mondeo или Mazda6! Хотя преимущественно отсчет начинается с 330 тысяч, но это с механической коробкой. С типичным для этого класса женским атрибутом – АКПП – прайс приближается к 400 тысячам рублей. А на этом поле играют новые бюджетные седаны классов B и С, к ним присоединяется предложение вторичного рынка. Хотя до цены «Матиза» спуститься может не каждая бэушная иномарка – отсюда и популярность модели.
Относительно А-класса эксперты сходятся во мнении, что эти модели – нечто вроде «пробников» по всему бренду. Они приводят новых клиентов: с маленького авто молодые люди постепенно пересаживаются на В-класс, потом на С и D. Зато это играет в плюс качеству малолитражек – чтобы человек стал поклонником марки, его нужно очаровать на старте. «Взлетную» систему развития предпочтений обрисовывают и игроки ростовского авторынка.
«Раньше люди любили маленькие машинки, теперь стремятся к большим объемам. Спрос на кроссоверы и внедорожники – Outlander XL, Pajero Sport – стабильно растет. Рост составляет приблизительно на 30% ежегодно», – рассказывает Алексей Икоев.
Особенности кузова определяют судьбу еще одного класса автомобилей – пикапов. Если в США и Великобритании они пользуются огромной популярностью, в России они занимают всего 1,2% рынка. Среди них Mitsubishi L200, VW Amarok, Ford Ranger, Nissan Navara, Toyota Hilux, Ssang Yong Actyon Sport, отечественные УАЗ Patriot и китайские Derways. Пока все они недооценены по сравнению с теми же бортовыми «газелями», на которых ГАЗ делает неплохие деньги – к примеру, такие модификации пользуются самым большим спросом по программе утилизации. В свое время пикап пытались сделать из «Оки», но все закончилось выпуском нескольких опытных образцов. А вообще, насчет пикапов в нашей стране много предубеждений – воспринимать их как машину на каждый день отважились немногие. Впрочем, в один голос заявляют дилеры, это не значит, что пикапы абсолютно не востребованы.
«Пикапы охотно приобретают люди, имеющие свои хозяйства. Кроме того, они незаменимы для рыбаков и охотников. У нас среди клиентов – очень много сельскохозяйственных организаций. Они приобретают L200, причем в очень больших количествах», – отмечает Алексей Икоев.
«На пикапы, в частности, Nissan NP 300, спрос очень велик. В свободной продаже этой модели практически не бывает, – рассказывает представитель компании «Орбита», официального дилера марки Nissan в Ростове-на-Дону, Дарья Ершова. – Покупают строительные организации, фермеры, охотники, рыболовы. Так что будущее у пикапа определенно есть, и перспективы у автомобилей в таком кузове очень неплохие».
В целом автомобильный спрос в России не отличается от зарубежного своими корнями: он зависит от благосостояния, потребностей автомобилистов, культурных, географических и экономических особенностей страны, в конце концов, автомобильной историей. У нас доминируют практичные седаны с внедорожниками, в Турции – вместительные минивэны и грузопассажирские фургоны, в центральной Европе – универсалы и хетчбэки, в Тайланде и США – пикапы, на Мальте и в Европейских мегаполисах – миниатюрные хетчи.
«Ростовчане все так же предпочитают седаны. Такой тип кузова просто многим привычнее, а предпочтения меняются редко. С седана могут пересесть на внедорожник – это очень распространенный случай. А вот наоборот – с внедорожника на седан – не пересаживается практически никто, такое происходит крайне редко», – делится данными Инна Бойко из ГК «МОДУС».
Впрочем, ростовчане выбирают автомобиль, не только исходя из привычек и патриотизма. Как рассказала представитель компании «Авингруп» Татьяна Скоробогатова, свою роль играет и пол клиента, и его социальный статус, и, показал год семьи, семейное положение.
«Седаны предпочитают чаще мужчины, которые холосты и независимы. Машина у них – это больше не средство передвижения, а аксессуар. Седан выглядит представительнее – в отличие от хетчбэка, который больше рассматривается как автомобиль для семьи. Но так как прошлый год был годом семьи, то объем продаж хетчбэков вырос. Да еще и женщины хетчбэк предпочитают больше седана. А поскольку представительниц прекрасного пола на дорогах становится все больше и больше, ситуация очевидна», – отмечает Татьяна Скоробогатова.