По-вашему, допустимо применять физическое воздействие к водителям, создающим аварийные ситуации? Чтобы было проще обсуждать, вот конкретный пример с видеороликом.
В конце января в Перми водитель ВАЗ-2104 подрезал автомобиль Toyota RAV4 с номерами «О...ОО». Когда иномарка догнала «обидчика», из нее вышли двое. Пассажир «Тойоты» подвел водителя «четверки» к своей машине и начал что-то ему внушать, кивая на номера. Затем он два раза ударил нарушителя по голове, а после того как тот попытался выяснить за что, уже водитель Toyota нанес удар, сваливший человека с ног.
Пермяк подал заявление в дежурную часть и написал письмо губернатору Пермского края Олегу Чиркунову, который выложил его вместе с видео в своем блоге. Поскольку пассажир Toyota представился полковником милиции, пострадавший опасался за свою жизнь и здоровье.
Кстати, факт нарушения со своей стороны он не отрицал: «...я начал объезжать припаркованный на обочине дороги автобус, услышал сзади звук сигнала автомобиля, но, так как двигаться мне было некуда, я продолжил движение», – говорится в его письме губернатору.
Версия о полковнике стала еще более правдоподобной, когда выяснилось, что автомобиль Toyota действительно принадлежит начальнику управления уголовного розыска ГУВД по Пермскому краю. Однако очень быстро в блоге губернатора появилось сообщение следующего содержания: «Я начальник управления уголовного розыска ГУВД по Пермскому краю полковник милиции Грачев Анатолий Владимирович. С 29 сентября 2010 года по сегодняшний день нахожусь в длительной командировке на территории Северокавказского региона, где возглавляю мобильный отряд МВД России в Республике Дагестан. По поводу прочитанной информации могу пояснить следующее: данный автомобиль принадлежал мне, но в июле 2010 года мною был продан по генеральной доверенности, соответственно, за автомашину и действия, которые с ней связанны, несет ответственность новый владелец. Я публично заявляю, что всегда честно выполнял свой служебный долг, защищая права граждан. Находясь на руководящих должностях, всегда боролся с хамством сотрудников в отношении граждан. Мне неприятно, что участники обсуждения, а в первую очередь инициатор этого письма, не разобравшись, публично опорочил честь и достоинство сотрудника правоохранительных органов, что стало в последнее время очень «модным». Мне кажется, что инициатор письма, узнав по госномеру, кому принадлежит автомашина, что не составило для него особого труда, приукрасил вопрос о представлении нового владельца RAV4 моим именем».
Чуть позже ГУВД по Пермскому краю распространило пресс-релиз, в котором говорится, что «никакого отношения к сотрудникам органов внутренних дел ни один из участников конфликта не имеет». Также сообщается, что нападавшие задержаны и в отношении них возбуждено уголовное дело по статье 116 УК РФ (Побои).
Интересна реакция на произошедшее со стороны интернет-сообщества. Пока жила версия про причастность к побоям полковника милиции, онлайн-тусовка, разумеется, громко провозглашала недопустимость подобного и призывала наказать виновного по всей строгости закона, с разжалованием и так далее.
Но после «исчезновения» из истории полковника вопрос стал менее однозначным. Все, конечно, соглашаются – рукоприкладствовать нехорошо, но есть и альтернативная логика, суть которой в следующем. Любая безалаберность и неуважение к соседям по потоку может стоить кому-то здоровья и жизни, поэтому те, кто ездит по-хамски, являются потенциальными убийцами. Если ДТП не случилось, наказать виновника аварийной ситуации законным путем почти невозможно, и поэтому многие берутся за воспитание своими руками, и не только – в ход идут биты, ножи и травматические пистолеты. Иногда это результат эмоционального выплеска, иногда – планомерной работы по «воспитанию» дорожных хамов. Мол, сегодня я ему дам по роже, зато завтра он будет умнее и не убьет кого-то в ДТП. Ну? Разве нелогично?
Правда, любителям махать кулаками и оружием перед крестовым походом на дорожных хамов стоит на всякий случай прочитать некоторые статьи уголовного кодекса, в частности, 111-115 (причинение вреда здоровью разной степени тяжести), 116 (Побои). К примеру, за сотрясение мозга или порез можно получить 40 тысяч рублей штрафа или арест на срок от 2 до 4 месяцев (статья 115 УК РФ). Тяжкий вред здоровью может потянуть уже на восемь, а то и двенадцать лет лишения свободы. При этом доказать, что жертва «сама первая начала» будет крайне сложно, тогда как любые драки на дороге обычно привлекают внимание очевидцев, а то и камер наружного наблюдения, как в случае с пермской историей.
Телеведущий Владимир Сафонов как-то стал жертвой разборок на дороге, когда взаимное подрезание с водителем Renault Logan привело к тому, что последний догнал автомобиль Владимира и нанес ему несколько ударов по голове, что привело к сотрясению мозга. «Уже в тот момент я понимал, что он неправ и мне не стоит давать сдачи, – рассказывает Владимир. – Поскольку произошедшее случилось на глазах у свидетелей, доказать вину было несложно. Тем более, водитель Renault Logan не явился на первые заседания суда, чем разозлил судью. Но, когда его все же доставили в суд, и он понял серьезность наказания по статье 115 УК (Умышленное причинение легкого вреда здоровью), он тут же предложил мировую. Я запросил 150 тысяч рублей, судья снизила сумму до 110 тысяч рублей – на том и порешили».
Агрессия на дороге часто выходит боком. Рассказывает владелец Ford Focus Андрей: «Как-то я проезжал перекресток, начав движение на зеленый свет, когда справа самоуверенно выкатилась «девятка». Я разозлился и показал водителю известный жест. Через несколько минут он догнал меня и призвал остановиться. Разгоряченный, я вышел из машины и увидел перед собой... скажем так, представителя криминальных структур. Темные очки в пол-лица, татуировки, «болты», золотая цепочка, плюс отменное владение «феней». Он доходчиво (правда, без рукоприкладства) объяснил мне, что именно значит показанный мной жест для человека, который две недели как «откинулся» с зоны и полжизни кочевал по лагерям, и что он со мной сделает, если я не извинюсь.
Я намекнул, что это он едва не спровоцировал аварию, но водитель «девятки» заявил, что за свои действия он отвечает, в том числе в случае аварии, а то, что сделал я – вообще за рамками его понимания. Он даже сымитировал звонок неким друзьям, которые как раз заканчивают тренировку в спортзале, с громогласным сообщением моих примет и номера автомобиля. Короче говоря, он плотно «задавил меня базаром», и я решил, что в такой ситуации правильно извиниться. После этого он заметно подобрел и в свою очередь косвенно признал свою вину. Мы еще немного поговорили за жизнь и расстались почти друзьями. На будущее я дал себе обещание не показывать кому попало нецензурных жестов».
К сожалению, далеко не всегда разборки на дороге оканчиваются взаимным раскаиванием. Буквально на днях в Петербурге челябинец «занозился» на дороге с кавказцем, получив выстрел в голову из травматического пистолета, на что в свою очередь пальнул в голову обидчика из травматики жены. В результате оба угодили в больницу, плюс привлекли внимание правоохранительных органов.
А вчерашняя разборка в Иркутске привела к гибели инспектора ГИБДД Николая Копысова. Он ехал на своей Toyota Harrier, когда его подрезал таксист. Водители остановились для выяснения отношений, но закончилось оно молниеносно, когда таксист пырнул Копысова и его брата ножом. Инспектор ГИБДД скончался на месте, его родственник попал в больницу, а против нападавшего возбуждено уголовное дело по статья «Убийство» и «Покушение на убийство».
Любителям учить других водителей кулаками стоит подумать – не слишком ли высокую цену они заплатят за свой «мастер-класс»?
Впрочем, чаще всего подобные разборки происходят на эмоциях, и разумные доводы бессильны. «Я очень вспыльчивый по природе, – рассказывает водитель Land Rover Freelander Анатолий. – И, признаюсь, иногда учу остолопов на дороге ответным маневром или, что называется, по-настоящему. При этом заметил, что нередко вспышка гнева проходит, и вина человека уже не кажется такой серьезной, я начинаю думать, что не нужно было так остро реагировать и так далее, но уже поздно. Потом обычно наступает раскаяние и обещание не делать такого впредь, но как только вижу, извините, «оленя», эмоции опять берут верх».
Вопрос о допустимых границах каждый решает для себя сам, в том числе, исходя из собственного темперамента. Впрочем, многие водители уже пришли к выводу, что агрессия на дороге в целом не окупается. Может быть, иной раз наказание кулаком и доходчивей штрафа ГИБДД, но и самому «учителю» оно зачастую стоит столько нервов, что возникает вопрос – а не лучше ли просто посчитать до десяти? Раз, два, три... Психологи уверены, что простая считалка может спасти не только от тюрьмы, но и от инфаркта, инсульта и диабета.
В контексте проблемы не забудем про «неприкасаемых», которым УК не писан, а мораль позволяет гробить «низшую касту». К «избранным» относят себя и некоторые чиновники, и представители олигархии, и сотрудники органов. Привлечь их к ответственности, с одной стороны, сложнее – все-таки все схвачено. Но с другой, их положение нередко работает против них же самих. Практика показывает, что если пострадавший повел себя грамотно, нашел свидетелей и видеозаписи, да к тому же обратится в СМИ, дубина народного гнева может если не уничтожить, то изрядно попортить жизнь нападавшему. Здесь вспоминается нашумевшее дело про инспектора ДПС и роженицу, результатом которого стало возбуждение уголовного дела против сотрудника ГИБДД.