Праворульные автомобили в очередной раз рискуют оказаться вне закона, а желающим работать на российском рынке концернам придется следить за температурой в салоне авто. Подготовлены нормы для создания единых стандартов производства и ввоза автомобилей на территорию «единого экономического пространства», в которое входят Россия, Белоруссия и Казахстан. Отдельные положения основного документа могут войти и в техрегламент о безопасности транспортных средств. Проекту осталось лишь получить одобрение законодателей.
Поправки в документ были внесены, несмотря на то, что действующая редакция регламента вступила в силу всего лишь несколько месяцев назад, в конце сентября прошлого года. Напомним, изменения коснулись «кенгурятников», ксенона и тонировки. Стоит отметить, что новые требования возмутили не только автомобилистов и правозащитников, но и самих служителей закона, которым предстояло следить за их исполнением. В результате некоторые нормы были вырезаны из итогового документа, но, судя по всему, разработчики техрегламента не намерены так легко отказываться от своих замыслов.
На этот раз нас ждет очередное возвращение к больной теме правого руля. В одном из пунктов проекта говорится о запрете «выпуска в обращение транспортных средств с правосторонним расположением рулевого управления». Аналогичные запреты уже действуют в других государствах «Единого экономического пространства», поэтому не исключено, что разработчики решили избежать противоречий в законодательстве, невзирая на границы. Правда, несколькими месяцами ранее российские чиновники заверяли, что таможенный союз никоим образом не повлияет на судьбу «праворуких» в России.
«На территории Казахстана и Белоруссии автомобили с правым рулем запрещены к эксплуатации, но у этих стран нет Дальнего Востока», – заявил журналистам в июле 2010 года замминистра промышленности и торговли России Владимир Саламатов.
Но даже и без этого у идеи запрета праворульных автомобилей хватает довольно высокопоставленных противников. Глава Минпромторга России Виктор Христенко неоднократно заявлял, что не видит необходимости в подобных мерах.
«Эта проблема в немалой степени урегулирована за счет таможенных пошлин, – отметил министр. – По сравнению с количеством находящихся в эксплуатации подержанных автомобилей с правым рулем, это просто несопоставимо с тем, что сейчас ввозится».
Действительно, высокие ввозные пошлины на подержанные иномарки сильно ударили по «праворульному» бизнесу. Сегодняшние объемы импорта таких машин не могут повлиять на авторынок, утверждают эксперты. В середине минувшего года аналитики привели статистику, которая порадует любого ревнителя левостороннего устройства мира. Доля праворульных машин на вторичном авторынке России за год уменьшилась вдвое. По данным, которые привел «Автостат», если летом 2009 «неправильный» руль имела каждая шестая предлагаемая на вторичном авторынке машина (16,2%), то к лету 2010 праворульной оказалась только каждая 13-я (7,8% предложений). Правда, это не слишком задело такие форпосты правого руля, как Владивосток и Красноярск.
После этого сторонники окончательного запрета правого руля выкладывают свой последний козырь: «В стране с правосторонним движением должны ездить соответствующие автомобили, это залог безопасности».
«2006 год – 9,8% ДТП с участием праворульных машин. 2008 год – 10,7%. Задумайтесь, на 10 000 праворуких машин аварийность с жертвами выше в два раза, по сравнению с леворукими: 101,5 и 57 ДТП соответственно. Цена вопроса: 3200 погибших и 30 545 раненых в год. То есть за каждое «рабочее» место импортеров «праворучек», за 10 лет мы заплатили одной человеческой жизнью. Многовато», – такие данные озвучил директор департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Минпромторга России Алексей Рахманов в ходе одной из онлайн-конференций Межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора».
И все же у правозащитников – свое мнение: до сих пор никаких подтверждений опасности праворульных машин не существует.
«Отсутствуют факты и цифры, доказывающие опасность ввозимых праворульных автомобилей, – цитирует «Российская газета» слова лидера общественного движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслава Лысакова. – Наоборот, насколько позволяет судить статистика, уровень удельной аварийности (в расчете на количество автомобилей) в восточных регионах страны вполне соответствует уровню аварийности в западных, где преобладание леворульных автомобилей очевидно. Запрет на правый руль имеет смысл только для пассажирских автобусов, поскольку выход людей из салона на левую сторону очевидно опасен».
Отметим, что Ростовская область к числу «фанатов» праворульных автомобилей не относится: на улицах даже мегаполиса Ростова-на-Дону они все же в диковинку. Однако немногочисленные ценители правого руля готовы отстаивать свои права едва ли не до последнего. Их аргументы – низкая стоимость и высокая надежность «японцев».
«Даже десятилетняя «японка» способна дать фору новой отечественной машине, причем по всем параметрам», – считает владелец праворульной Mitsubishi Galant Игорь Калугин.
Даже если оставить в стороне вопросы расположения руля, в проекте техрегламента достаточно других пунктов, вызывающих как минимум недоумение. Так, законодатели хотят ограничить разрешенную скорость потока воздуха в области дыхания водителя до 1,5 м/с. Разница температур на уровне головы и ног автомобилиста, по замыслу разработчиков документа, не должна превышать четыре градуса. Все эти тонкости неизбежно вынудят импортеров проводить десятки совершенно бессмысленных экспертиз, не говоря уже о том, что влияние скорости потока воздуха на безопасность дорожного движения вообще вызывает сомнения. Напомним, что официальное название документа – «Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств».
Сейчас правозащитникам и автовладельцам остается лишь надеяться на то, что откровенно бредовые пункты будут вырезаны из конечного варианта. Но даже в существующем виде техрегламент еще слишком далек от совершенства.
Фото: Фото с сайта Carview.co.jp